Потребности представляют собой отражение внутреннего состояния человека по отношению к ситуации. Они связывают внутренний мир человека с любой ситуацией и поэтому становятся наиболее подвижной изменяемой частью психики. Их теоретическая фиксация тем не менее необходима, иначе какая-то часть задач постоянно будет ускользать от проектировщика.
Именно понимание продукта проектирования как ответа на потребности позволяет представить задачу в ясной для дизайнера форме, соответствующей его профессиональному инструментарию. Рассматривая методы проектирования, Е. Мэтчетт также представляет человека через потребности для удобства процесса проектирования.
Во-первых, хотя потребности и делят обычно на материальные и духовные, в нашем исследовании мы можем абстрагироваться от этого, понимая, что любая потребность может быть в равной степени важной для человека.
Во-вторых, там, где есть потребности, необходим продукт их удовлетворения, т.е. понятие предполагает выход на взаимосвязь человека и предметного мира, интересующий нас в наибольшей степени.
В-третьих, при обращении к материалу потребностей все остальные психологические понятия мотивации: диспозиции, цели, интересы, задачи, желания и намерения – можно выразить через них.
В-четвертых, потребности являются побудительной силой взаимодействия человека с предметным миром, т.е. представляют собой источник человеческой деятельности.
Условия развития или деструкции личности в процессе реализации потребностей
Деструкция личности возможна в тех случаях, когда:
А) потребности противоречат друг другу;
Б) потребности низкого уровня приводят к тому, что в жизнедеятельности задействована только «часть» человека, т.е. он выступает как частичное, неполное существо.
Развитие личности возможно в тех случаях, когда:
А) противоречия отсутствуют, потребности имеют общий вектор реализации;
Б) деятельность вызвана потребностью высокого уровня, предполагающей в ходе своего удовлетворения наиболее полную задействованность человека.
Исходя из этого получается, что в одних случаях уровни потребностей могут рассматриваться как имеющие причинно-следственный характер, а в других случаях – с точки зрения конгруэтности, целостности проявления человека. Подробнее об этом сказано ниже.
Если рассматривать потребность как несоответствие человека окружающему миру, то, чем больше и многообразнее это несоответствие, тем совершеннее и насыщеннее жизнь человека. Само по себе наличие потребностей обеспечивает протекание жизни и перемены в ней, движение человека, т.е. оно развивает личность. Однако существует ряд потребностей, удовлетворение которых деструктивно, разрушительно для человека. Они уводят человека от конгруэтности и гармонии с внешним миром. Особенно активно это происходит в процессе существования человека во второй природе, для которого характерна активация потребностей, противоречащих друг другу. Т.е. удовлетворение происходит разрушающим для человека образом.
Деятельность как результат взаимодействия внутренних и внешних факторов
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорим о потребностях во втором – о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Соответственно, выделяют диспозиционную и ситуационную мотивации как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому практически любое действие человека следует рассматривать как двоякодетерминированное, диспозиционно и ситуационно.
Другая информация:
Первые шаги в режиссуре
Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку « .А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.
Его дипломной работой стал короткоме ...
Основа японского сада - камни и вода
Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противос ...
Модерн
Текучие очертания этих орнаментов не перепутаешь ни с чем. Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным
В ...
Меню сайта