Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 1

Как уже было сказано, методологическое значение использования понятия «структура» связано с тем, что оно позволяет фиксировать не только необходимые элементы модели, но и характер связей между ними, устойчивость этих связей при изменении внешних и внутренних условий проектирования. В этом случае на первое место выходит анализ отношений и связей элементов, позволяющий вести исследование в намеченном русле. Предлагаемый подход можно считать развитием системного подхода, активно разрабатывавшегося М.С. Каганом.

Теоретическая модель дает возможность создания на ее базе предметов дизайна, а также их оценки. Это могут быть повседневные вещи, пользовательские интерфейсы, различные процессы. Предметом проектирования и оценки может быть любой объект, вступающий во взаимодействие с человеком, в рамках разрабатываемой модели он будет представлен как предмет.

Основанием построения модели являются способности человека. Как было сказано, понятие «человек», используемое в работе, подразумевает сочетание личностных качеств и познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. В ряде случаев может оказаться важным, что человек представляет собой сочетание: эмоционального и рационального, или неповторимых отличительных качеств с общими.

Для удобства объяснений оснований и принципов построения модели представим человека в двух ролях: проектирующий предметный мир с помощью модели – это «оператор», и потребляющий предметный мир, созданный при помощи модели – это «субъект». Под оператором понимается специалист, работающий с моделью, он может быть: инженерным психологом, эргономистом, инженером-проектировщиком, физиологом, дизайнером, маркетологом, в общем, любым специалистом, проектирующим среду взаимодействия человека с предметным миром. «Субъект» – человек, взаимодействующий с предметом проектирования от смежных специалистов, проектирующих отдельные стороны предмета до потребителя. То есть по отношению к оператору все остальные проектировщики, так же как и потребитель, являются субъектами, то есть один оператор по отношению к другому является субъектом. Необходимо отметить, что оператор и субъекты являются «участниками проекта» – это основной источник для проектирования и оценки предметов дизайна в разрабатываемой модели. Также необходимо отметить, что далее в тексте термины «оператор» и «субъект» в ряде случаев будут заменяться на синонимы: проектировщик и потребитель или дизайнер и потребитель, т.е. синонимы более близкие к тексту по смыслу и сохраняющие логическую конструкцию отношений, обозначенную выше.

Таким образом, при определении границ теоретической модели создания гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна необходимо иметь в виду два взаимосвязанных процесса: 1) со стороны оператора – это процесс гармоничного создания предмета; 2) и со стороны субъекта – это процесс гармоничного использования предмета.

Рис. 4. Определение границ теоретической модели

Качества и характеристики теоретической модели связаны с системой «оператор – предмет», а также с системой «субъект – предмет», что позволяет не только производить теоретический анализ, но, в дальнейшем, проектировать и оценивать предмет.

Обе системы и процессы, в них происходящие, подобны друг другу, поэтому их можно представить с помощью более общего принципа – принципа гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром.

Рис. 5. Модель как промежуточное звено между предметом, оператором и субъектом

Рис. 6. Принцип гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром

Для того чтобы создать механизм, отслеживающий степень соответствия и несоответствия человека и предмета, необходимо представить внутренний мир человека как структуру, относительно которой можно было бы приводить предметный мир в соответствие с человеком. В ходе этой работы, на основании сравнительного анализа проектных практик ритуала и дизайна, выделяются два основных принципа – это принцип целостности, или соответствия предметного мира способностям человека, и принцип движения, или соответствия изменений человеку. Первый генетически восходит к проектированию в традиционных культурах, второй представляет собой специфическую черту дизайн-проектирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Вольфганг Вайнгарт
Независимому швейцарскому дизайнеру и типографу Вольфгангу Вайнгарту приписывают авторство стиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографической анархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представле ...

Художественная культура Древней Руси: краткая характеристика
Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Это было связано с языческим культом и носило магически-анимистический характер и широко входило в повс ...

Художественные критерии
Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник. Для того, чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно д ...