Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 7

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия потребностей и ситуации. Активация той или иной потребности обеспечивает адекватное взаимодействие человека с окружающим миром. Следовательно, определение границ внутренних факторов с помощью потребностей дает проектировщику ясное представление о наполнении содержании впечатления.

Это предполагает рассмотрение впечатления как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Закономерности изменения внутренних и внешних факторов

В разрабатываемой модели в случае соответствия предмета способностям человека главным критерием является целостность взаимодействия человека с окружающим миром. В случае соответствия наполнению впечатления главным критерием является учет изменения человека и окружающего мира. Движение вызвано постоянным изменением ситуации, в которой находится человек, и его адаптацией к этим изменениям.

Процесс изменения потребностей как взаимодействие внутренних и внешних факторов представим в виде схемы.

Рис. 9. Взаимодействие человека и окружающей среды

Читать эту модель следует так: человек организует свою деятельность в соответствии с потребностями. Деятельность, в свою очередь, ведет к изменениям то социальной, то природной среды, то обеих сразу. Изменение окружающей среды затем воздействует на восприятие реальности и, соответственно, ведет к изменению потребностей. Потребности рассматриваются как источник целеполагания, которое может быть спроецировано на реальность и способствовать ее пониманию. Материализация целей в отношении окружающей среды по-своему преобразует ее воздействие на потребности и т.д. Система не замкнута на себя. Она открыта внешнему воздействию, что предполагает изменение окружающей среды и, таким образом, всей системы в целом.

Процесс изменения происходит перманентно – вещи обманывают проектировщика «постоянством» формы. В этом заключается обозначенное выше противоречие между человеком и предметом: вещь меняет восприятие себя по отношению к себе в процессе проектирования и дальше в процессе использования.

Итак, восприятие предметного мира как бы «кодируется» внутренними и внешними факторами. В таком случае задача дизайнера – суметь вычислить источники кодировки и воспользоваться ими.

Стереотип как механизм, мешающий учету динамики окружающего мира.

Причина, по которой существующие методы проектирования не могут быть применены в сегодняшней ситуации, – возросшая скорость движения и разная скорость движения различных элементов окружающего мира. Этого не учитывают ритуалы традиционных культур, которые поэтому не могут быть применены для решения существующих проектных задач. Движение представляет собой одну из существенных детерминант, влияющих на проектирование, определяющих его. Оно и вызывает необходимость в проектировании, и способно стать помехой. Определяющее значение движения уже рассмотрено выше, рассмотрим его в роли препятствия для проектировщика. Основную причину препятствия составляют стереотипы оператора и субъекта.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг
Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, ...

Проблемы воспитания в театральных коллективах
Одна из первых художественно-образовательных задач — это формирование эстетического восприятия, художественного мышления человека, другая задача, другой уровень образовательной работы представляет обращение руководителя к проблемам нравст ...

Проектирование виртуальной выставки
Необходимость создания новых экспозиций, отвечающих современному уровню исторических, культурологических, музееведческих знаний, осознается сегодня все острее. В своей работе автор руководствуется тем, что духовной предпосылкой развития Р ...