Представленная схема позволяет зафиксировать в проекте любой объект внешних и внутренних факторов с учетом целостного восприятия субъекта. При этом возникает ряд вопросов по использованию оператором структуры впечатлений.
Вопросы по наполнению:
По каким принципам происходит направление развития и раскрытия структуры впечатлений?
По каким принципам оператор формирует массив впечатлений?
Каким образом оператор контролирует впечатления всех участников проекта по отношению к проектируемому предмету?
Вопросы по проектированию:
Каким образом оператор должен принимать решения на основе представленной схемы, каким образом они фиксируются?
Каким образом проходит работа со структурой на различных этапах проектирования.
Ответы на них формулируются в ходе рассмотрения принципа изменения человека и окружающего мира.
В раскрытии этого принципа необходимо доказать и признать ведущую роль потребностей человека как деятельного и целостного существа. Здесь мы еще раз возвращаемся к схеме формирования впечатления как пересечения двух областей – человека и окружающего мира. На схеме показано, что пересечение формируется со стороны окружающего мира в форме ситуации, которую можно представить как содержание внешних факторов, ограниченное впечатлением. Со стороны человека – в форме потребностей, которые можно представить как содержание внутренних факторов человека, ограниченное впечатлением. И ситуация, и потребности в совокупности представляют собой наполнение впечатления.
Потребность – понятие, включающее в себя представление о ряде психических процессов, отвечающих за взаимодействие человека с предметным миром – своеобразный «переходник», связывающий человека с ситуацией. Другими словами, потребности человека являются источником наполнения структуры впечатлений. То есть источник изменения и формирования впечатлений находится в области мотивационных процессов, которые необходимо представить проектировщику в удобной и наглядной форме для практического применения.
Потребность как состояние личности всегда обусловлена наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется субъекту. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой человека, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Содержание понятия «потребность» имплицитно включает в себя представление о движении и изменении психики. Так, потребности определяются как особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», – отражение степени соответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Поскольку деятельность человека протекает в различных условиях, также в ходе деятельности человек сам создает эти условия, потребности можно представить как процесс, связанный с движением по изменению внутренних и внешних факторов
Связь потребностей с психическими свойствами человека
Мы рассматриваем впечатление, содержание которого зависит от того, что необходимо человеку в тот или иной момент времени. Обычно говорят: человек видит то, что хочет увидеть. А хочет человек того, что ему необходимо, то, в чем он нуждается, поэтому, говоря о человеке, из всех психических процессов мы в первую очередь будем рассматривать именно этот – потребность, связывая с ним другие свойства и качества человека.
Потребность – предпосылка и инструмент воздействия человека на окружающий мир. Жизнь протекает и развивается через процесс реализации потребностей. И чем более высок уровень потребностей, чем интенсивнее происходит их реализация, тем ярче и насыщеннее жизнь человека. Здесь необходимо пояснение разницы потребностей и процесса потребления как такового, для того чтобы избежать аналогии с обществом потребления, которое предполагает пассивное присвоение человеком готового продукта, снижение его самостоятельности и не является идеалом гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром. Для нас важен не сам факт механического удовлетворения потребности, а изменения человека, происходящие в результате. В процессе реализации потребностей человек может раскрывать себя, приближаться к себе, и, чем многообразнее круг реализации потребностей, тем более многогранно происходит этот процесс, и наоборот – реализация потребностей может запускать разрушающие человека механизмы. Каким образом этот аспект влияет на проектирование и использование предметного мира, более подробно рассматривается далее в работе.
Другая информация:
Картина «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализм ...
Понятие стиля
Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Исторически сложившаяся совокупность творческих принципов, характера и особенностей выражения, наиболее существенных признаков материальной и дух ...
Драматургия сценария
Сценарий клубного или массового представления — произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим (иногда — к лиро-эпическим), отражает те или иные масштабные явления соц ...
Меню сайта