Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 4

Теперь рассмотрим проектирование предмета с точки зрения организации впечатлений. Как правило, первое впечатление – это техническое задание, полученное от заказчика или сформулированное дизайнером самостоятельно – идеальная проекция еще не существующего в реальности предмета. В свою очередь, задание делится на ряд задач, те, в свою очередь, также детализируются; в итоге проектировщик имеет объем информации о предмете, выходящий за рамки его впечатления. В отличие от потребителя предмет для проектировщика еще не формализирован, поэтому он очень гибко реагирует на рассмотрение любой задачи проектирования, как бы «прилипая» к ней, принимая ее форму, в то время как сама задача затрагивает только незначительную часть структуры предмета. В свою очередь, проектируемый предмет может составлять только часть впечатления в сравнении с аналогичными предметами или различными ситуациями, в которых он потенциально может находиться.

На основе рассмотренных примеров видно, что впечатление при взаимодействии человека с предметом проектирования может быть разного уровня. Оно как бы «упаковывает» и «распаковывает» предмет для человека и ситуации, в которой он находится. Лучше всего представить многоуровневость впечатления как динамическое взаимодействие частей и целого, иначе говоря, – структуру. Тогда следующий шаг заключается в определении элементов этой структуры.

Понятия, конкретизирующие представление о целостности

Отношения между впечатлениями можно представить с помощью понятий «объект» и «предмет», которые для удобства анализа могут далее в тексте заменяться на синонимичные им термины «ситуация» и «фактор». Тогда первое впечатление – это все, что мы видим на столе. Здесь предметом является телефон. Во втором впечатлении – телефон уже выступает как объект, соответственно, его предметное наполнение: кнопки, цвет, экран и т.д. В третьем впечатлении – объектом становится звонок по телефону, в рамках которого находятся такие предметы, как номер набираемого абонента, экран, цифры на кнопках и т.д. Полученную структуру можно представить в виде схемы. Необходимо отметить, что в качестве объекта и предмета могут выступать не только внешние, но и внутренние факторы.

Рис. 8. Место предмета в структуре впечатления

Выводимая структура напоминает отображение файлов и папок в компьютере. Впечатления – папки с файлами, а связи между ними – дерево файлов. Существенным отличием между структурой впечатлений и структурой файлов является объем впечатления и принципы его наполнения, рассмотрение которых приводится в главе далее. Структура взаимодействия частей и целого строится по принципу уровней впечатления – от общего к более детальному. Построение схемы начинается с объектов, которым принадлежат рассматриваемые предметы. Каждый объект и предмет имеет свой порядковый номер. Обозначение ведется по принципу: объект более детального уровня наследует порядковый номер предыдущего объекта и через точку содержит свой порядковый номер, такой же принцип выбран в обозначении предметов, только вместо точки ставится косая черта. Таким образом, схема дает наглядное представление о том на каком уровне целостного восприятия субъекта находится тот или иной объект по отношению к предмету проектирования. Напомним, что в качестве субъекта был выбран автор работы, при участии нескольких субъектов структура впечатлений по отношению к предмету изменится, эта ситуация будет рассматриваться далее в работе.

Для того чтобы определить, каким образом и с помощью чего внешние факторы воздействуют на человека, можно представить ситуацию, взаимодействующую с человеком как набор стимулов разной силы. Соответственно, каждый предмет ситуации обладает определенным стимулом по отношению к субъекту, который находится в этой ситуации. Громкий звук, яркий цвет, активная пластика привлекают внимание и активируют определенные потребности, но если громкий звук постоянен, в заводском цехе или ночном клубе, человек адаптируется к нему, сознание человека делает его тише. И наоборот, слабый звук, легкий оттенок, едва заметная шероховатость поверхности сами по себе не привлекают внимания, но могут быть усилены сознанием человека. Примером такого усиления может служить рассуждение главного героя произведения Пола Остера «Книга иллюзий» о немом кино: «Мы смотрим эти фильмы через пропасть забвения, и как раз те вещи, которые нас разделяли, больше всего и поражают воображение: эта немота, это отсутствие цвета, этот рваный, убыстренный ритм. Все эти препятствия, конечно, затрудняют наше восприятие, но зато они освобождают образы от вериг жизнеподобия. Эти препятствия всегда стояли между нами и самим фильмом, так что нам не надо было притворяться, будто это реальный мир. Мир был плоским экраном и существовал в двух измерениях. Третье измерение было у нас в голове».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях
Вплоть до настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью исторического процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм – ...

Зрелый период творчества
«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность – все, что было связано с противоречивыми поисками ...

Португалия
Старинный национальный цвет страны – зеленый, который по одним источникам происходит от геральдического цвета принца Генриха Мореплавателя, а по другим – от духовно рыцарских традиций. Красный цвет появился на флаге страны после свержения ...