Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей [12].
Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии.
Важное место по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину (образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная, информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации, развивает творческие способности детей.
Младший школьный возраст – время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение ее – обязательный компонент формирования личности [11].
Именно в это время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности в библиотеке.
В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование – одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [20, с.42].
Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности, поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо [16].
Другая информация:
«Эстонские акварели». Сюита для женского хора посвящается
женскому хору Академии наук Эстонской ССР
Цикл состоит из пяти частей: «Тополь и птица» (ст. Д. Вааранди, пер. Д. Самойлова); «Лебеди» (ст. Д. Вааранди, пер. Л. Тоома); «По воде» (ст. Ю. Лийва, пер. Л. Тоома); «Лицо» (ст. Ю. Лийва, пер. Л. Тоома); «Облака плывут» (ст. Ю. Лийва, ...
Версаль в конце XVII – начале XVIII в. как символ абсолютной власти
Конец XVII – начало XVIII века во Франции связано с периодом абсолютной монархии и правления Людовика XIV. Задачей Людовика было укрепить и продемонстрировать величие монархии всему миру. Стремясь придать своему двору как можно больше бле ...
Ренуар
Ренуар с 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862-64 учился в Школе изящных искусств и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем.
В ранних работах Ренуара с их плотным ...


Меню сайта