Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки

Статьи по культуре » Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками » Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки

Страница 1

Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.

Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей [12].

Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии.

Важное место по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину (образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная, информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации, развивает творческие способности детей.

Младший школьный возраст – время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение ее – обязательный компонент формирования личности [11].

Именно в это время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности в библиотеке.

В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование – одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [20, с.42].

Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности, поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо [16].

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Театральность древних и средневековых культур
Патетическая или гротескная аффектация речи и жеста составляла многовековой стилевой канон драмы и театра. В крайнем, максимальном выражении она вызывала нарекания со стороны наиболее чутких и дальновидных людей искусства (вспомним, к при ...

Традиционная культура и теория модернизации
Ни сам М. Вебер, ни его ближайшие современники не пытались интерпретировать приведенные типологические категории в духе односторонней эволюционно-прогрессистской схемы, например, как признаки «архаической» и «современной» культуры. Класси ...

«Незнакомка»для камерного хора посвящается камерному хору Ленинградского хорового общества
Стихотворение Александра Блока, написанное им 24 апреля 1906 года,- пример превращения обыденного факта будничной действительности в образ высокой поэзии. При этом стихотворение, безусловно, принадлежит лирическому жанру по интимности тон ...