Наиболее ранней формой культуры является первобытная культура. Ее историю можно разделить на два значительных этапа: период ее тотального распространения (с возникновения человеческого общества до возникновения цивилизаций) и период ее сосуществования с цивилизованным миром, который в отдельных районах продолжается вплоть до настоящего момента.
Первый период называется доисторическим - отсутствие письменных источников – его конец совпадает с изобретением письменности. Доисторический этап отличается значительной временной протяженностью. Его периодизацию принято связывать с «системой трех веков», разделяющую древнюю историю на каменный, бронзовый и железный века. К доисторическому периоду целиком относится только каменный век, который, в свою очередь делится на три периода: Палеолит (древнекаменный) – начинается приблизительно 1,5 млн. лет назад и проходит три фаза развития: нижний палеолит, средний палеолит (мустье) и верхний палеолит. С точки зрения истории культуры наибольший интерес представляет верхний палеолит, начало которого относят к 38-35 вв. до н. э. Мезолит (среднекаменный) – начинается около 10 тыс. лет назад, заканчивается в различных регионах в разное время – сосуществует и соседствует с неолитическими формами культуры вплоть до 5 тысячелетия до н. э. Представляет собой переходную фазу от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему. Неолит (новокаменный) – приблизительно 6 - 3 тысячелетия до н. э. Использование каменных орудий в этот период сочетается с новыми принципами хозяйства: земледелием и скотоводством. Первобытная культура и верования.
К наиболее распространенным первобытным верованиям и культам относятся:
1. Тотемизм – верование, основанное на представлении о всеобщей связи явлений и существ окружающего мира. Выражается в почитании того или иного вида животных (или растений).
2. Фетишизм - базируется на анимистических представлениях, выражается в почитании конкретного неодушевленного предмета, как одушевленного. Фетишем может служить как природный объект, так и рукотворный (артефакт), он может быть личным предметом поклонения (оберег, амулет) или коллективным (идол).
3. Почитание рода – система представлений, включающая два основных направления: почитание порождающего материнского начала, как источника всякой жизни и культ умерших предков непосредственно связанный с анимизмом (представлении об «автономном» существовании души и о единстве рода)
4. Магия основывается на представлении о том, что изображением сходного можно вызвать желаемое явление (магия имитативная) либо прикосновением одного предмета к другому можно передать от одного другому их свойства (магия прикосновения).
Искусство палеолита: периодизация, общая характеристика. Значительная часть памятников, относящихся к истории верхнего палеолита, сосредоточена на территории Пиренеев, они принадлежат Франции и Испании. Здесь археологами были обнаружены комплексы наскальных изображений – так называемое пещерное искусство.
Едва ли не самыми древними памятниками первобытного искусства являются, так называемые, «палеолитические Венеры» - небольшие статуэтки, изображающие женскую фигуру. В исполнении обращает на себя внимание соединение черт схематизма и натурализма, а так же подчеркнутая гиперболизация форм. Памятник на территории Австрии «Венера из Виллиндорфа». Отличается конкретностью, карикатурность форм, но ее нельзя отнести к жанру портрета – ее автор явно проигнорировал задачу индивидуального сходства.
Другая информация:
Тициан
Тициан Вечеллио да Кадоре (около 1480- 1576) - один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и жи ...
Эволюция форм каталогов от традиционных к электронным
Эволюция – это «движение от простого к сложному». Эволюция форм библиотечных каталогов – это движение от простых непрофессиональных древних попыток как-то организовать библиотечную информацию до современных компьютерных баз данных, онлайн ...
Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
Обучение народно-сценическому экзерсису в целом аналогично обучению классическому экзерсису. Однако необходимо помнить пластико - технологические особенности народного танца.
Строить народно – сценический экзерсис следует так, что бы по ...
Меню сайта