Самодеятельность – предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеет предметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль, хореографии – танец и т.д.
Схема структуры любой производственной организации
Блок управления
Управляемый Предметные
объект Деятельность результаты
В первый блок (блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители. Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесс производства.
Схема структуры педагогической системы
Педагогическое
управление
(педагогические процесс изменения новые
задачи) и совершенствования качества
учеников учеников
Объект педагогического
воздействия
Целью педагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагогов взаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые, приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида или группы.
Блоком управления здесь является блок педагогического руководства, а содержанием деятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в эту педагогическую деятельность.
Схема педагогического процесса в самодеятельном коллективе
Руководитель предметные
педагогического задачи результаты
процесса и педагогические
предметной и предметные
деятельности педагогический
процесс в форме
предметной
деятельности
Участники потребности
самодеятельности мотивы и
интересы педагогические
участников результаты
В самодеятельном творчестве в блоке управления должны быть обозначены не только педагогические задачи, но и задачи предметной деятельности. Специфика самодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от других педагогических систем педагогический процесс протекает не на условно-дидактическом материале, а в форме предметной деятельности. Но в отличие от систем производственных предметная деятельность и ее результаты являются не главной целью, а средством решения педагогической задачи.
Таким образом, педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственный характер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, так и педагогическим результатом.
Специфика педагогического процесса в самодеятельном коллективе
1. Все педагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс (школа – 11 лет, вуз – 5 лет). В самодеятельном коллективе он не ограничен временными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетом активной жизни человека.
2. Цели и задачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результат выносится за рамки этой системы, т.е. человека готовят к деятельности, которая начинается после его выхода из данной системы (выпускник вуза пользуется полученными там знаниями уже после окончания). В самодеятельности участника не готовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, а еще, точнее, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельности задается только цель – всестороннее развитие личности, которая присутствует и в педагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессе предметной деятельности.
3. Участие в самодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в нем опосредованно. Задачи самодеятельного творчества не могут игнорировать потребности и мотивы участников, не могут не опираться на них. Без учета реальных интересов, потребностей и пожеланий участников, без обеспечения их высокой активности, то есть без превращения объекта в субъект действия педагогический процесс в самодеятельном коллективе невозможен.
Субъект → задачи → деятельность → субъект в более совершенном виде → более совершенные задачи → более содержательная и совершенная деятельность → субъект в еще более совершенном виде….
4. Руководителю самодеятельного коллектива необходимо учитывать индивидуальные характеристики участников: возраст, уровень образования, мотивы деятельности, предпочтительные формы занятий, степень развитости специальных способностей. Это значит, что особенностью самодеятельности как педагогической системы является исключительное положение и роль блока «участники».
Другая информация:
Познавательная функция
Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для ...
Достижения и ценности культуры Средневековья
Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать.
В Античной культуре, человек - это, прежде ...
Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление ...


Меню сайта