Самодеятельность – предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеет предметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль, хореографии – танец и т.д.
Схема структуры любой производственной организации
Блок управления
Управляемый Предметные
объект Деятельность результаты
В первый блок (блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители. Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесс производства.
Схема структуры педагогической системы
Педагогическое
управление
(педагогические процесс изменения новые
задачи) и совершенствования качества
учеников учеников
Объект педагогического
воздействия
Целью педагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагогов взаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые, приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида или группы.
Блоком управления здесь является блок педагогического руководства, а содержанием деятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в эту педагогическую деятельность.
Схема педагогического процесса в самодеятельном коллективе
Руководитель предметные
педагогического задачи результаты
процесса и педагогические
предметной и предметные
деятельности педагогический
процесс в форме
предметной
деятельности
Участники потребности
самодеятельности мотивы и
интересы педагогические
участников результаты
В самодеятельном творчестве в блоке управления должны быть обозначены не только педагогические задачи, но и задачи предметной деятельности. Специфика самодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от других педагогических систем педагогический процесс протекает не на условно-дидактическом материале, а в форме предметной деятельности. Но в отличие от систем производственных предметная деятельность и ее результаты являются не главной целью, а средством решения педагогической задачи.
Таким образом, педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственный характер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, так и педагогическим результатом.
Специфика педагогического процесса в самодеятельном коллективе
1. Все педагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс (школа – 11 лет, вуз – 5 лет). В самодеятельном коллективе он не ограничен временными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетом активной жизни человека.
2. Цели и задачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результат выносится за рамки этой системы, т.е. человека готовят к деятельности, которая начинается после его выхода из данной системы (выпускник вуза пользуется полученными там знаниями уже после окончания). В самодеятельности участника не готовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, а еще, точнее, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельности задается только цель – всестороннее развитие личности, которая присутствует и в педагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессе предметной деятельности.
3. Участие в самодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в нем опосредованно. Задачи самодеятельного творчества не могут игнорировать потребности и мотивы участников, не могут не опираться на них. Без учета реальных интересов, потребностей и пожеланий участников, без обеспечения их высокой активности, то есть без превращения объекта в субъект действия педагогический процесс в самодеятельном коллективе невозможен.
Субъект → задачи → деятельность → субъект в более совершенном виде → более совершенные задачи → более содержательная и совершенная деятельность → субъект в еще более совершенном виде….
4. Руководителю самодеятельного коллектива необходимо учитывать индивидуальные характеристики участников: возраст, уровень образования, мотивы деятельности, предпочтительные формы занятий, степень развитости специальных способностей. Это значит, что особенностью самодеятельности как педагогической системы является исключительное положение и роль блока «участники».
Другая информация:
Французское барокко - особенности развития стиля
Вторую половину ХVII века именуют "стилем Людовика ХIV" – это самый пышный, репрезентативный "большой стиль", барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, не столь церковное, сколь светское; барокко ...
Теоретические взгляды Айвазовского в современной
культурной жизни
В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим об ...
Элементы культуры
Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Однако в нем можно выделить ряд универсальных элементов, из которых складывается фактически любая культура. Рассмотрим наиболее важные из них.
Понятия, или концепты, в которых отражены пре ...
Меню сайта