Изображения, размещенные на стенах гробниц, призваны были увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, где умерший, по представлениям египтян должен был вести жизнь сходную с земной. Они, можно сказать, служили средством перенесения некоторых, наиболее существенных реалий прошедшей жизни в будущее существование.
Самым известным памятником древнеегипетской архитектуры, несомненно, являются пирамиды. Их сооружение так же приходится на период Древнего царства и отмечает время его наивысшего расцвета.
Грандиозные усыпальницы фараонов IV династии поражают гигантскими размерами и математической правильностью формы. Постепенно такие гробницы начинают строить себе и высокопоставленные лица.
Впервые пирамидальная форма была использована при строительстве гробницы фараона Джосера. Пирамида Джосера, возведенная зодчим Имхотепом, не является правильным геометрическим телом – она имеет ступенчатую форму. Композиция храма включала в себя гипостильный зал, потолок которого поддерживался многочисленными колоннами. Такие залы впоследствии станут характерной чертой древнеегипетской архитектуры. Формы колонн храма Джосера напоминающие собранные в пучок стебли папируса или имеющие колоколообразные капители так же будут практически канонизированы.
Первая пирамида «классической» формы была выстроена фараоном Хеопсом – это самая большая из трех знаменитых пирамид в Гизе (первоначальная высота – 146, 6 м). Соседствующие с ней погребения фараонов Хефрена и Микерина строились наследниками Хеопса и следовали заданному им образцу, но имели несколько меньший размер. Первоначальный облик этих грандиозных сооружений отличался от современного вида – грани их были облицованы отполированным камнем различных цветов, они сверкали на солнце, отражая свет. Это придавало сооружениям большую легкость. Возле пирамид были так же построены заупокойные храмы, однако до наших дней дошли лишь остатки одного их них - примыкавшего к пирамиде Микерина. Заметной частью архитектурного комплекса является большой сфинкс – изображение фантастического существа с телом льва и головой человека.
Месопотамией или Двуречьем принято называть область бассейнов Тигра и Евфрата. Район был беден минералами и металлами, основным материалом становится глина. Из глины шумеры, аккадцы, вавилоняне не только делали кирпич, декоративные плитки, статуэтки, посуду, но и материал для письма. Графический стиль письма сложился здесь под влиянием особенностей материала и техники – значки процарапывались-продавливались палочкой по сырой глине. Идеограммы, соответствовавшие словам или слогам составлялись как бы из отдельных «клинышков» и имели отвлеченную, абстрактную форму. Глиняные библиотеки были громоздкими, но обладали большой прочностью – не горели, не гнили. В результате до наших дней дошло большое количество текстов.
В культуре Двуречья распространены были мозаики и рельефы. Можно заметить, что здесь использовался практически тот же прием изображения фигуры, что и в Египте: соединение бокового и фронтального планов. Однако правила изображения не носили столь жесткого характера, и сама система претерпевала некоторые изменения. Так фигуры или, точнее, фигурки изображенные на шумерских мозаиках отличаются приземистыми пропорциями, увеличенным размером головы, на которой выделяется крупный нос. В сочетании с благожелательными улыбками на лицах эти черты придают образам оттенок комизма. В дальнейшем образы становятся более строгими, суровыми, напряженными, пропорции фигур вытягиваются. Масштабы изображений в этот период увеличиваются, появляются монументальные каменные плиты, украшенные рельефами – ортостаты. Часто встречается изображение фантастических существ: быков-шеду, крылатых людей. Особой выразительностью отличались сцены царской охоты на львов.
Другая информация:
Распространение ваххабизма
Если бы ваххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, считает Бабикова О.П, особых проблем не возникало бы [1, 23].
Однако с начала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространяться за пределами Саудовской Арав ...
Снова за границей
В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, ...
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли (1444-1510) – мастер живописи XV в., - обращается к внутреннему миру своих героев, их тончайшим настроениям и переживаниям. По мнению знатока итальянской живописи М.П.Муратова, Боттичелли удивительно проникновенно и тонк ...
Меню сайта