Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Статьи по культуре » Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Страница 6

Странная война почти совсем прервала производство фильмов, которое уже с дней Мюнхена сильно сократилось. Дювивье обосновался в Голливуде. Фейдер во время войны жил в Швейцарии. Можно было полагать, что французское кино погибнет или, в лучшем случае, замрет на долгие годы после того, как оно лишилось своих самых замечательных мастеров. Но это было обманчивым впечатлением, французское кино возродилось после окончания войны и принесло с собой новые идеи.

Известный французский киновед Шарль Форд начинает книгу о послевоенном французском кино словами режиссера Кристиана Жака: "Несмотря на оккупацию, лишения и опасности, несмотря на слезы и позор, французское кино не хотело умирать и сохранило высокую репутацию". В подтверждение Форд приводит факты: за время оккупации снято 280 фильмов, более 60 из них считаются шедеврами, эмиграция мэтров 30-х годов открыла путь дебютантам: Ж. Беккеру, K. Отан-Лара, Р. Брессону, Л. Дакену и Ж. Гремийону.

Не менее важным свидетельством жизнеспособности французского кино является тот факт, что оно сохранило идеалы Народного фронта, хотя открыто заявить о верности им могли лишь документалисты, члены подпольной киногруппы Сопротивления. Естественным выражением патриотизма мастеров французского кино стала первая картина, показанная после изгнания немцев из столицы, - документальный фильм "Освобождение Парижа" (1944). Борьбе с оккупантами, мужеству рядовых французов посвящены документальные ленты 1945-1946 годов: "На рассвете шестого июня" (реж.Ж. Гремийон), "Роза и резеда" (реж.А. Мишель), "В сердце бури" реж.Ж. - П. Ле Шануа).

Антифашистская тематика нашла отражение и в игровом кино. Полнее всего новые веяния выразила "Битва на рельсах" Р. Клемана (1945), которая рассказала о каждодневной жизни борьбе железнодорожников. Героем картины является народ, единый в ненависти к врагу, и с этими рядовыми людьми автор фильма связывает надежду на будущее. Драматургия "Битвы на рельсах" характерна отказом от стилистики 30-х годов. Основные эпизоды напоминают репортаж с места действия. На глазах у публики скрытая ненависть к фашистам перерастает в стихийное восстание. Несмотря на мимолетность психологических зарисовок и отказ от индивидуализации чувства персонажей, эмоциональный портрет эпохи схвачены достаточно точно. Это закономерно: эпическая драма интересуется отдельным человеком постольку, поскольку он выражает чувства всей нации; она отказывается от анализа деталей во имя изображения творящего Историю народа; она пренебрегает полнотой взгляда на мир, чтобы запечатлеть дыхание масс в кульминационный момент освободительной войны. Клеману удалось передать всеобщие единство и солидарность, ненависть к оккупантам с такой непосредственностью и точностью, что "Битва на рельсах" вошла в летопись французского кино как непревзойденный художественный документ. Успех у публики и решение жюри первого послевоенного кинофестиваля в Канне присудить "Битве на рельсах" Гран-при означало победу нового направления, которое назовут "социальным реализмом". Однако другие антифашистские фильмы тех лет не выдерживают сравнения с "Битвой на рельсах", как и вторая лента Клемана "Проклятые" (1947) - рассказ о группе фашистов, которые пытаются скрыться в Южную Америку на подводной лодке. Причины, по которым "Битва на рельсах" осталась единственным опытом в области художественно-документальной эпопеи, связаны с общей ситуацией в стране. Сдвиг вправо не способствовал развитию тенденций, связанных с идеалами Народного фронта, что серьезно повлияло на атмосферу в кино Франции Четвертой республики (1947-1957). В послевоенной Франции решался вопрос о будущем страны. Однако политические проблемы, в том числе борьба за мир, колониальные войны во Вьетнаме, Алжире, Тунисе и Марокко, оставались "табу" для кинематографа многочисленные факты иллюстрируют как могущество французской цензуры, так и нанесенный ею ущерб.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Ценности жизни и культуры в древних цивилизациях
Уже было отмечено, что в древних цивилизациях жизнь начала ощущаться и осознаваться в качестве ценности, или, может быть, точнее сказать, – значимости. Правда, значимость ее была различной, в зависимости от того, как в данной цивилизации ...

Символизм
Это направление в развитии художественной культуры было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел глубокий философский смысл, выраженный в великих произведениях литературы. Русский символизм сформировался в 90-е годы и полу ...

Культура как необходимое условие человеческой жизни
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит ...