В фильме "День начинается" (1939), втором бесспорном шедевре Карне 30-х годов, герой Габена появляется на экране, чтобы пройти свой путь к гибели. Предопределенность происходящего подчеркнута самим построением сюжета. Человек совершил убийство. Забаррикадировавшись в своей мансарде, на шестом этаже высокого дома, он всю ночь выдерживает осаду полицейских и вспоминает о событиях, приведших его к столь горестному концу. По мере того как ночь движется к рассвету, а в сознании героя чередой проходят мучительные воспоминания, отчаяние овладевает им, и на заре он кончает жизнь самоубийством. Герой Габена с самого начала окружен трагической аурой, ему не уйти от своей судьбы.
В режиссуре Карне проявляется та же целеустремленность, та же неумолимость, что и в развитии сюжета. Здесь нет ничего лишнего, ничего, что не имело бы значения.
Очень важно, что во французском кино этих лет - и у Карне в особенности - трагическая коллизия не накладывается как некая вечная схема на материал современности, но проявляется в самом материале. Так возникает единство реального и поэтического, которое историки кино отмечают в качестве характерного признака французского киноискусства этого периода.
Развязкой драмы является самоубийство главного героя. Именно этим оправдана драматургическая конструкция произведения. Действие обращается вспять не для того, чтобы вернуться к уже известному концу. Конец наступает, когда герой осознает, что после всего происшедшего жизнь для него невозможна. А невозможной она стала потому, что удалось разрушить тот замкнутый, но внутри себя ясный и цельный мир, в котором существовал главный герой. Смерть героя в фильме Карне - это последний и решающий акт неповиновения, отказ жить по законам подлого мира. Габеновский герой не произносит громких слов и не задается великими целями. Но он инстинктивно мерит жизнь и отношения между людьми высшей мерой - мерой истины и добра. Он не приемлет лжи и половинчатости. Там, где речь идет о достоинстве человека, о его внутренней цельности, он не признает компромиссов.
"Я не пессимист. Я не одержим пристрастием к черному фильму. Но фильмы, которые вы снимаете, всегда в какой-то мере отражают время. Предвоенные годы были не очень оптимистическим временем. Определенному миру предстояло рухнуть. И мы это смутно предчувствовали", - так впоследствии говорил Марсель Карне о своих фильмах 30-х годов.
Мысль о том, что французское кино накануне второй мировой войны было пронизано предчувствием национальной катастрофы, высказывается многими историками кино. Связь Марселя Карне и других выдающихся мастеров французского экpaнa с реальностью своего времени не подлежит сомнению. Однако важно видеть связь творчества того же Карне не только с негативными и зловещими событиями истории (экономический кризис, наступление фашизма, испанская трагедия, мюнхенское предательство и т.д.). Может возникнуть вопрос: что общего между надеждами и оптимизмом Народного фронта - и мрачными, терзающими душу картинами человеческого одиночества и обреченности? И все-таки связь есть. Именно подъем демократического движения придал реальные очертания идее человеческого единения. Осознанная необходимость сопротивления фашизму возродила потребность в героических характерах и деяниях.
Лучшие французские фильмы тех лет были вызваны к жизни конкретной исторической ситуацией, но выразили более глубокие и протяженные исторические процессы.
Фильмы Марселя Карне с участием Габена рисуют трагическую гибель народного героя. В них присутствует чувство неотвратимости происходящего и невосполнимости понесенной утраты. Но, очищенный страданием и смертью, его образ может быть сохранен для грядущих времен как воплощение непреходящих ценностей.
Другая информация:
Проблемы воспитания в театральных коллективах
Одна из первых художественно-образовательных задач — это формирование эстетического восприятия, художественного мышления человека, другая задача, другой уровень образовательной работы представляет обращение руководителя к проблемам нравст ...
Три стадии супрематизма
Представленные на выставке «0,10» полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их "супрематизм". Перечислю часть из них: «Живописный реализм ...
Пояса
Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. "Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", & ...
Меню сайта