Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры личности обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.
«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».
Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.
Классифицированы нормы по нескольким основаниям:
1) побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);
2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
3) по степени обязательности - обязательные и не обязательные к исполнению.
Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).
Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также формируют поведение человека.
Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.
Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.
Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.
Ниже рассмотрим конкретно по некоторым социальным подгруппам.
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей развития образования должно быть гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы вышесказанного:
необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Другая информация:
Живопись «с чистого листа»
У Жозефины давно сложился свой узнаваемый стиль живописи. Пишет она яркими акриловыми красками, предпочитая различные оттенки сиреневых, синих, зеленых и желтых цветов. Практически не использует чистый красный цвет и принципиально не пише ...
Кубизм
В "кубическом" периоде Пикассо выделяют несколько этапов. "
Сезанновский" кубизм, представленный в работах "Бидон и миски" (1908), "Три женщины" (1908), "Женщина с веером" (1909) и других, ...
Л.Толстой, основоположник русского нигилизма
Вершиной русской литературы второй половины 19 века стало творчество Льва Толстого (1829-1910), который вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель –реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель свое ...
Меню сайта