Постоянно совершенствуя процесс адаптации пользователей к новой информационной среде и формирования информационной культуры студентов и молодых специалистов, библиотеки ВУЗов, не только ставят перед собой сложные задачи, но и подчас успешно их решают.
Обучение — это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.
В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.
Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.
Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. А как определить, на каком уровне сформирована информационная культура у будущего специалиста? Основными критериями сформированности информационной культуры студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.
Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться. При создании этой концепции я исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:
развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
выявление психических состояний обучающихся.
Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;
Другая информация:
Творческие способности
Как же быть? Разумеется, следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследования творчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использовать знания, накопленные в рамках альтернативных - по отнош ...
Специфика культурологического изучения техники
Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками.
1. Инструментально-технологическое измерение, составляющие ...
Сохраненные жизни
Здоровая семья - счастливая семья, а счастье любого родителя - в здоровье его ребенка. В прошлом году в Ингушетии родились 7973 младенца, это почти на тысячу больше, чем в 2006-м. Как говорят в республиканском центре матери и ребенка, сда ...
Меню сайта