Формирование информационной культуры

Страница 4

Постоянно совершенствуя процесс адаптации пользователей к новой информационной среде и формирования информационной культуры студентов и молодых специалистов, библиотеки ВУЗов, не только ставят перед собой сложные задачи, но и подчас успешно их решают.

Обучение — это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.

В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.

Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.

Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. А как определить, на каком уровне сформирована информационная культура у будущего специалиста? Основными критериями сформированности информационной культуры студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.

Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться. При создании этой концепции я исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;

не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;

формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;

развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:

выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;

выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Свойства библиографической информации
Можно выделить пять основных свойств библиографической информации: двойственность, разнообразие содержания и формы, пребывание в состоянии связанности и отчужденности, движения и покоя, концентрации и рассеяния [11]. 1. Двойственность би ...

Индивидуальность цвета, формы и композиционного решения полотен Айвазовского
Айвазовский всегда увлеченно работал над любой своей картиной, независимо от ее темы и сюжета. Несколько необычным для его творчества является полотно «Данте и художник» (1893). Сама личность Данте, великого итальянского поэта эпохи Возро ...

Когда нашим предкам понадобилась культура
Когда мы начинаем сравнивать человека с животными, мы обычно говорим, что он имеет самый развитый мозг и, как следствие, наиболее тонко управляемые руки, самое выверенное поведение и великолепную наблюдательность, приводящую к далеко идущ ...