Одно из поздних течений классицизма – ампир (первая четверть XIX в), возникшее в наполеоновской Франции (фр. empire – империя), углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков – наряду с античной монументальностью привносимых в мебель форм, используются приемы древнеримского и далее древнеегипетского декора - «звериные лапки», сфинксы и т.д. В отличие от барокко и рококо, классицизм почти равнодушен к изощренному витиеватому орнаменту, предпочитая ему более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента, лавровых гирлянд и сплетений цветков – излюбленный декор древней акцен-римской цивилизации. Поверхности мебели отделываются преимущественно фанеровкой из красного дерева в сочетании с более светлыми древесинами туи, палисандра и другими экзотическими породами древесины. Для классицизма характерно стремление к многоцветию в отделке мебели. Ведущие декоративные цвета – золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком. Широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный, голубой и зеленый. Из новых типов мебели к достижениям классицизма можно отнести письменные столы и секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг и бумаг.
Русский ампир.
У русского ампира, который иногда называют ампиром Александровским, была короткая, но важная предыстория, которая началась еще до вступления на престол Александра I, при императоре Павле.
Развитие производства отечественной мебели самодержец, ненавидевший Францию, стимулировал просто: запретил ввоз в Россию чего бы то ни было французского. Тем не менее, какой-то образец для подражания был необходим русским мастерам. И им оказался опять же чрезвычайно модный тогда парижский мебельщик Жорж Жакоб. «Русский жакоб», окрещенный также «акцентиров ампиром», отличался от французского простотой и монументальностью форм. Впервые в России мебель начали делать из красного дерева и карельской березы. Декор, как правило, был очень прост и состоял из штампованных латунных тяг, уложенных в простейшие геометрические фигуры. Важной особенностью нового стиля была его «архитектурность». Позже именно эта черта стала основным отличием русского ампира, вошедшего в моду после окончания наполеоновских войн.
При Александре I ввоз в страну импортной мебели тоже, кстати, не поощрялся, хотя Франция осталась законодательницей мод. В русском варианте мебель в стиле ампир приобрела строгое «архитектурное» членение формы. Что вполне логично, если помнить, что ее проектированием активно занимались архитекторы: скажем, русские Воронихин и Стасов или иностранные Росси и Тома де Томон. Карнизы, колонны, архитравы и фризы превращали всевозможные шкафы, этажерки и зеркала в величественные здания, так что в интерьере возникал свой город, рифмовавшийся с видом из окна.
Обычно мебель русского ампира делят на три категории. Ближе всего к французскому оригиналу была дорогая мебель, изготовленная в лучших петербуржских мастерских по заказу императорского двора. Обстановка для усадеб была уже подражанием столичной моде, и ее обруселость чувствуется гораздо яснее. Наконец, примерно в 1840-е годы холодный имперский стиль был окончательно «одомашнен» в скромных жилищах небогатых помещиков и чиновников. Стал популярен тот вариант ампира, который в Европе назвали бидермайером. Для роскошной дворцовой обстановки использовали красное дерево, палисандр или карельскую березу, которые декорировали массивными бронзовыми накладками или золоченой либо тонированной резьбой. Например, очень характерным было сочетание белого тона в качестве основного и позолоты на резных деталях. Для мебели попроще брали липу, ясень или березу, часто покрашенные под ценную древесину.
Другая информация:
Традиции и фольклор
Провинция Таррагона очень богата фольклором и народными традициями. Без сомнения, самое популярное событие здесь - это «капелы» («замки»), пирамиды из людей, объединенных в разные группы-коллективы «кольес». У этих групп всегда множепв ...
Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание
красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему м ...
Будущее
славянской культуры
В чем же заключаются особенности славянской цивилизации, если она пойдет по пути самобытного развития? Славянство — это общий термин, объединяющий народы России, Болгарии, Сербии, Словакии, Словении. По смыслу он может быть сравнен с элли ...
Меню сайта