Роль выставки в жизни музея

Страница 2

В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, ко­торая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклор­ной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дез­ориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21]

В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отлича­ет свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), еже­годная смена методик, введение тестовой системы не могут способство­вать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно со­циологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.

Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом про­странстве.

Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис само­идентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Мо­сковской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди сто­личных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.

Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных ин­ститутов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его по­зиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществ­ление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тес­но связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реально­сти воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.

Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.

Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуника­ции и представления музейной экспозиции в качестве комплексной се­миотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семио­тический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.

В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использо­вания вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гума­нитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подхо­де, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры . Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]

В результате произошедших перемен в научном познании выясни­лось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочте­ния тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.

Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необхо­димо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, кото­рые они производят.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Свойства потребностей
Вторая природа определяет присутствие в модели представлений о весе и направлении потребностей, позволяющих проектировщику дифференцировать потребности для проектирования и оценки продуктов дизайна. Вес – сила потребности для человека. М ...

Творчество Жака Луи Давида до начала Великой Французской революции
К началу XIX века общепризнанным лидером среди художников был Жак Луи Давид – самый последовательный представитель неоклассицизма. Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии жив ...

Танец народа
Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восх ...