Актуальность заявленной темы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное аследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.
Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.
Экспозиция – это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы.
Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическое воспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юных лет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности, ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому и послужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.[1]
Одну из главных ролей в нравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен играть именно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующее учреждение.
На Алтае живут люди, которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером во всем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макет экспозиции «Ветераны войны – листая страницы памяти», где в окружении вещей прошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листать страницы памяти.
Цель исследования: проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127,
Задачи исследования.
Выявить роль выставки в музее, ее значение.
Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России».
Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. Барнаула.
Разработать виртуальную выставку «Ветераны войны – листая страницы памяти» на основе фондов музея.
Создать научную концепцию виртуальной выставки Ветераны войны – листая страницы памяти»
Создать Тематико-экспозиционный план выставки
Разработать макет выставки
Хронологические рамки. Работа охватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня. Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы. Верхняя рамка – последним годовым отчетом (2006г.), где представлена расширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьного музея.
Объект исследования: музей школы № 127 г. Барнаула - «История морского флота России».
Предмет исследования: экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России».
Научная значимость. Курсовая работа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголков истории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделиться оформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади.
Практическая значимость. Курсовая работа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможет воплотиться в реальности.
Историография. В курсовой работе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовые отчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтены квартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок и проведенных на их основе мероприятий. [2.3.4]
Так, например, в апреле 2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, среди учащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков, посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помог определится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой, которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередь повлияло на предложенный проект выставки в этой работе.
Из книг поступлений, в курсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музей за последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложил создать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные одной тематикой.[2]
Так же в работе использована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. [34].
По Н.А. Никишину, исследующего музейного средства экспозиционно- выставочной деятельности, число выставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17]
Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.[23]
В учебнике “Основы музееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы ; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены ” в процессе изучения и приобретая новое значение , они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” а экспозицию – как “текст” ,составленный из этих знаков . В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система , которая без труда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27]
О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..[35]. В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также – с работой современных специалистов.[35]
- Роль выставки в жизни музея
- Музей «Истории Морского Флота России»
- Экспозиционно-выставочная деятельность музея
- Проектирование виртуальной выставки
- Научная концепция «Ветераны войны - листая страницы памяти»
- Тематико-экспозиционный план выставки
Другая информация:
Историческая живопись
Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблем ...
Система платных услуг в сфере культуры
Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступа ...
Процесс выполнения квилтинга
С лоскутным шитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани, носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальное кольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие ком ...
Меню сайта