Французская готика

Статьи по культуре » Французская готика

Страница 2

Новшества коснулись в первую очередь плана и конструкций восточной, алтарной части здания. Здесь впервые зародились важнейшие образные и строительные идеи готики.

Сиысл готических нововведений в конструктивной области сводился в первую очередь к выделению в здании строительного каркаса. Начало было положено новым порядком возведения ребристого крестового свода. Обычай подчеркивать ребра свода выступающими рядами каменной кладки – гуртами – был известен уже в романское время. Но если ранее эти гурты завершали строительные работы, то в готике с возведения скелета будущего свода они начинались.

Четыре опоры, ограничивавшие отдельную ячейку пространства храма, поочередно соединялись щековыми арками, затем перебрасывались две диагональные. Эти арки получили название нервюр и ожив, а сам свод стал именоваться нервюрным, поскольку арки были призваны скреплять и нести распалубки, то есть собственно криволинейные плоскости свода, которые выкладывались из облегченных каменных плит.

Обнажив конструкцию в своде, зодчие начали осуществлять тот же принцип и в остальных частях здания. Давление свода вниз воспринимали опоры, боковой распор уравновешивали своды соседних нефов и вынесенные за границу наружных стен контрофорсы.

Чтобы снять распор сводов главного нефа и при этом не утяжелять опорные столбы, пользовались особой соединительной аркой – аркбутаном, который перебрасывали над боковым нефом от основания свода высокого нефа на контрофорс, поднятый с этой целью над уровнем кровли бокового. Кроме того в готических постройках важную роль играли башни при входе и опоры средокрепия, кладка которых была массивней, чем остальных частей здания.

В готике изменилась роль стены. Из несущего элемента конструкции, призванной воспринять всю тяжесть сводов, она превратилась в ограждающий и заполняющий элемент здания. Ощутив эту ее собенность, зодчие начали "развеществлять" стену. Они прорезали ее большими арочными проемами, расслаивали на несколько пространственных зон приставными колонками, архивольтами арок.

Внешний облик французского готического собора определялся в первую очередь западным фасадом. Вынесенные наружу элементы конструкции, несмотря на все усилия зодчих скрыть их за пышным декором, сохраняли служебный характер. Фасад, на котором располагался главный вход в храм, становился грандиозной пластической картиной, являвшей образ "божественной вселенной", как мыслили ее себе люди того времени.

Основные элементы готического фасада обозначились уже в Сен-Дени. Правда, наружный облик церкви сохранил еще внушительность крепости: зданию предшествовал ров, стены имели зубцы.

К сожалению, фасад Сен-Дени подвергся произвольной реставрации в Х1Х веке. В лучшей сохранности дошел западный фасад собора в Шартре (1137-1170).

Скульптурная программа западного портала в Шартре была последовательно продумана. Внизу помещались фигуры ветхозаветных персонажей и так называемых "предков Христа" .Вытянутые, напряженные, с одухотворенными лицами фигуры включены в ритм вертикальных- членений фасада. Благодаря этому силовые линии архитектуры оказываются пронизанными очеловеченной духовной энергией.

Одновременно обращает на себя внимание желание скульпторов индивидуализировать лица. То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные.

Гуманизация мироощущения нашла отражение и в душевной просветленности "предков Христа", и в новой оценке верховного божества. "Христос во славе" на центральном тимпане Королевского портала лишен карающей суровости небесного судии. Его лик полон земной красоты, во взоре сквозит раздумье и милосердие, в жесте благословляющей руки – учительское назидание.

Собор в Лане стал следующей ступенью на пути преодоления романской инертности западного фасада. Ланские зодчие вступили в единоборство с косной материей камня: стены прорезаны глубокими проемами, козырьки порталов и окон выступили вперед, огромная роза потеснила боковые окна и приподняла центральную часть верхней аркады, башни словно выплеснулись наружу портиками и пинаклями. Ритмическая логика, соединившая динамический порыв и соразмерную строгость,. отличала башни трансепта. Они вызывали общий восторг современников.

Произведение, подводящим итог первому этапу развития французской готики, стал собор Нотр-Дам в Париже. Он выделяется строгим величием своего облика. Равновесие частей и сдержанная сила характеризуют западный фасад собора, завершенный к середине Х111 века.

В его решении ясно прослеживается принцип облегчения здания от яруса к ярусу, при этом архитектурная тема обрела и сложность и ясную логику развития. В нижней части еще сохраняется мощь стены. Ее подчеркивают три углубленных портала. Стрельчатые арки, возникнув в очертаниях порталов, вновь повторяются в окнах второго яруса; небольшие круглые проемы по бокам воспринимаются как отголоски центральной "розы".

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Факторы эффективности межкультурного общения
Во всех мировых культурах присутствуют одни и те же универсалии, которые представляют собой набор общечеловеческих, общегуманитарных базовых ценностей и нравственно-этических норм. Указанные характеристики, исходно формирующие общность ку ...

Флоренция во времена Брунеллески
Флоренция, в которой жил и творил Брунеллески, Флоренция послед- ней четверти XIV века – первой четверти XV века, была городом еще вполне средневековым. В последние десятилетия XIV века, в годы детства и юности Брунеллески, вследствие эпи ...

Гуманизм эпохи Возрождения
Новое духовное движение стало набирать силу в Италии с XIV по XVI века (переходная эпоха от средневековья к новому времени), насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами. Джорджо Вазари (1512-1574) итальянский живо ...