Однако стремительный порыв вверх не стал основной темой фасада парижского собора: вертикали аркад и окон уравновешены горизонталями карнизов. В интерьере также господствуют размеренные ритмы, а стены не утратили своей вещественности.
Переход к зрелой фазе развития французской готики обозначился на рубеже Х11-Х111веков. Начатый в это время строительством после пожара 1194 года собор в Шартре явил одно из наиболее органических решений соборной готики. Архитекторы мылили здание уже как единое целое, где каждая отдельная часть существует в тесной взаимосвязи с другой и где между частями существует строгое соподчинение.
Главенствующий в храме пятинефный хор с венцом капелл наполнен светом из высоких окон. Широкий трехнефный трансепт пересекает здание почти посередине, нефы продольной части открываются навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов. Центральный неф противостоит боковым своими размерами и высотой, порядок опор придает динамическому порыву к алтарю торжественную сдержанность. Колонки, окружающие устои, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением поднимаются к сводам и переходят в нервюры. Трехчастное деление стены на аркаду, трифорий и окна придало этому движению вверх ясную логику, сообщило ощущение свободного и одухотворенного подъема.
Шартр – один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой их дошедших до нас ансамблей витражей Х11-Х111 веков
Цветной свет, падая из окон храма, рождает особое чувство среды, преображенного бытия в ней каждого предмета, привносит в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора оттенок ликующей лучезарности, сокровенной сосредоточенности.
Шедевром французской зрелой готики стал собор в Реймсе. Подобно церкви в Сен-Дени и собору в Париже, эта постройка в центре Шампани была тесно связана с политикой французских монархов. Реймс издавна был местом их коронации.
История Реймсского собора – это история нескольких поколений архитекторов. Их творение в еще большей степени выделяет симфонизм архитектурного решения.
Уже главный фасад возникает как сложное переплетение отдельных мотивов. Три глубоких перспективных потала звучат в нижнем ярусе как мощные аккорды увертюры. Остроконечные арки, веныающие порталы, начинают движение архитектурной массы вверх. Это движение обретает четкость в треугольном щипце – вимперге, завершающем портал. Мощь звучания порталов оттеняют слепые арки на боковых контрфорсах и легкие аркады между вимпергами на стене храма. Сдавленные между котрфорсами узкие боковые порталы словно находят освобождение в высоких окнах второго яруса. Которые передают свое движение победоносному взлету башен.
Главным средоточием соборного строительства в Англии, в отличие от Франции, сделались крупные аббатства Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы.
Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери, Линкольна, Уэльса.
В Германии готика появилась во второй четверти Х111 века. Наиболее близким к французским прототипам оказался восточный хор собора в Кельне.
Церковь в Марбурге более четко определила черты немецкой готики. Вытянутое в плане здание имело равную высоту все трех нефов. Такое решение получило название зального типа, оно разрушило принятое во Франции соподчинение частей храма, объединяло пространство интерьера. Более суровым стал и внешний вид храма.
Обладая определенными чертами сходства в разных странах, готика обладала вместе с тем ясно различимой национальной окрашенностью, за которой намечался переход к новой эпохе.
"Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил.
Космополитизму готики в Х1У веке противостояли также реалистические тенденции в искусстве многих европейских стран.
Важным фактором развития европейской культуры этого времени стало формирование на рубеже Х111 и Х1У веков проторенессансной культуры в Италии. Коронование Петрарки в апреле 1341 года лавровым венком в Риме было символом победы человека новой эпохи, знаком рождающегося ренессансного гуманизма.
Другая информация:
Придворный балет в Версале в конце XVII–начале XVIII в
Балет на протяжении столетия был любимым развлечением двора. Французский балет существовал тогда двух родов: драматический и комический. Французский балет существовал тогда двух родов: драматический и комический. Последний был особенно по ...
Тринадцатиярусная каменная пагода
Привезена из Японии. Ей около 200 лет. Пагода является композиционным центром Японского сада — символ буддийского храма. Число «тринадцать» имеет очень важное значение: это число областей обитания будды, пришедшее в японский буддизм из ки ...
История создания чернолощеной керамики
Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.)
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных ...
Меню сайта