Сущность творчества. Особенности творчества любителей

Статьи по культуре » Теория самодеятельного творчества » Сущность творчества. Особенности творчества любителей

Страница 2

Существует 2 группы способностей:

Общие способности человека (к обучению, труду и т.п.).

Специальные способности человека.

По специальным способностям двух одинаковых людей не существует. Даже близнецы не имеют одинакового набора специальных способностей. Специальные способности делятся на доминантные и сопутствующие (по Ухтомскому). Чтобы человек самореализовался, необходимо развивать все способности. По специальным способностям различают 2 типа личности:

1. Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятие действительности, когда человека мыслит образами.

2. Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятие действительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.

В чистом виде такие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представлены пропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующую способность не развивать, она постепенно затухает. Сопутствующие способности в процессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт - художник, математик – музыкант и т.п.

Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует. Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».

Методик различных творческих способностей существует множество (по видам, жанрам искусства). Остановимся на основных и общих моментах.

1. Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на создание чего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам может повышать мастерство, но не развивать творческие задатки. Такая деятельность может играть роль учебной (в лучшем случае), в худшем – может блокировать творческие способности участника, привести к бездумному копированию.

Огромную роль в развитии творческих способностей играет семья. «От рождения до 5 лет – вечность, от 5 до смерти – один миг» (Л.Н. Толстой. Дневники).

2. Развитие ценностного отношения к оригинальности. Научить участников различать и ценить в творчестве больших мастеров, художников своеобразие, индивидуальность, новаторство. Для этого необходимо обучение на качественном материале.

Очень важно вселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно не только профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшими образцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек, наивными, но свежими творениями детей.

Установка на творчество закрепляется, если в процессе учебной деятельности, на выставках, смотрах, фестивалях особо поощряется, активно поддерживается индивидуальность их стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность. Но здесь необходимы такт, высокая личная культура и мастерство со стороны руководителя. Иначе установка на оригинальность может перейти в оригинальничание, установка на новизну – в отрицание опыта предшественников.

3. Важное средство развития установки на творчество – поощрение индивидуального стиля деятельности. В авторских видах самодеятельности проявляется в большей степени, чем в исполнительских (коллективных).

4. Поскольку творчество – это не любая новизна, а создание общественно-ценного, нового, то при развитии установки на творчество важно поощрять участников не на любые новации, а только те, которые имеют бесспорную общественную значимость.

5. Необходимо развить у участников умение принимать собственные решения. Это можно осуществить через индивидуальные задания, связанные с анализом чего-либо (рецензия на фильм или спектакль, обзор специальной литературы, подготовка докладов по заданной теме и т.д.). Мышление формируется при сравнении нескольких точек зрения или источников на одинаковые темы.

6. Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Основной методический прием – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Наиболее эффективен здесь коллективный поиск, когда воображение одних будит воображение других.

Строить работу и давать задания на малоизвестном материале. Работа над неизвестным сразу же ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает искать собственное образное решение.

7. В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в самодеятельности. Наряду с крупными произведениями ставить и мелкие (в театральном коллективе – ставить миниатюры, в хореографических – групповые, сольные танцы).

8. Необходимое условие творчества – активность личности. Создать такие правила жизни коллектива, такие ситуации, когда трудно быть пассивным.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Три стадии супрематизма
Представленные на выставке «0,10» полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их "супрематизм". Перечислю часть из них: «Живописный реализм ...

"Из глубины веков"
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения ...

Что же это за явление – самодеятельная песня
Что же это за явление – самодеятельная песня? Традиции создания песен с ярко выраженной авторской позицией, песен граждански активных существовала давно. Вспомним «Варшавянку» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Там ...