Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь», «деятельность». В науке существует два подхода к определению понятия «творчество».
1. Более широкий подход, когда творчество понимается как новаторство.
2. Творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам творец.
В Большой советской энциклопедии под редакцией Спиркина творчество определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».
«Творчество – активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Коршунов).
«Творчество – деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного» (Е.И. Смирнова).
Признаки творческой деятельности
1. Новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата, продукта. Должна быть нерепродуктивная самобытная деятельность.
2. Общественная значимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников.
3. Исповедальный характер. В процессе, продукте творчества раскрывается внутренний мир творца, его отношение к окружающей действительности, к проблемам, существующим в обществе.
4. Гуманный характер творчества. Творчество не совместимо с жестокостью, насилием. Оно должно нести идеи человеколюбия, мира, согласия.
5. Творчество должно быть максимально свободным (также и от профессиональной принадлежности), не должно продаваться. Оно должно быть отделено от государственной идеологии и политики, быть автономным, неподцензурным, нерегламентированным.
Признаки творческой личности
Самостоятельность мышления.
Способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность.
Способность к анализу и синтезу.
Индивидуальность, неповторимость, оригинальность качеств самой личности.
В творчестве необходимо отличать такие понятия как «мастерство» и «творчество». Мастерство – основная часть творчества, ему можно научиться. Мастерство – высокое умение, овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников.
Творчество – это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально, оригинально, новаторски.
Творческая деятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческим продуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть не закончена.
Существует два уровня творчества:
1 уровень Более низкий Репродуктивный Самодеятельный Распредмечивание замысла творца |
2 уровень Более высокий Созидательный Профессиональный Опредмечивание замысла творца. |
На первом уровне творческий процесс присутствует только по отношению к самой личности, которая самообогащается, развивает свои творческие способности. Работая над самим собой, он может создать нечто новое не только для себя, но и для общества, тем самым выйдя на второй профессиональный уровень.
Нет определенной границы между профессионалами и любителями. Кардинальное отличие между ними состоит в целях. Цель профессионального искусства – обогащение человеческой культуры новыми выдающимися образцами (создать что-то новое относительно общества). Цель самодеятельного искусства – развитие творческих способностей широких масс участников любой степени одаренности (создать что-то новое относительно каждого участника).
Основным определением человека как субъекта являются его способности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.
Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Только в деятельности и через посредство ее могут сформироваться (на базе тех или иных задатков) способности.
Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Она широко представлена в трудах отечественных ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Не существует четкой методики определения способностей. Это одна из сложных проблем современности.
Другая информация:
Петербург 1913 года
Основные события биографии Малевича в 1913 году развертывались в Петербурге, где он оказался в эпицентре "бури и натиска" русского авангарда.
Этот год, последний мирный год старой России, начался для художника официальным вступ ...
Аристократические жанры
Canso - это жанр, пользовавшийся наибольшим уважением у поэтов и публики. Это песнь любви и учтивости - "canso d'amor e cortezia". Canso отражает знания и умение поэта-музыканта, что было видно по форме и по содержанию. Это прео ...
Научный стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности
Научный стиль русского литературного языка наиболее четко проявляется в организации речевой системы при общении людей в связи с необходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации.
Принципы объективности, абстрактности и ...
Меню сайта