Принципы формирования гармоничной предметной среды в ритуале и дизайне

Страница 1

В этой главе анализируется уже существовавшая в истории модель формирования предметного мира, которая удовлетворяет выведенным требованиям и тем самым преодолевает причины конфликта. Здесь же выдвигается и доказывается тезис о возможности достижения синтеза принципов традиционного проектирования и дизайна.

Бесспорно, в отдельные периоды истории решающими факторами воссоздания целостности предметного окружения человека становились канон и стиль. Однако следует признать их ведущую роль прежде всего в сфере искусства, а не повседневной жизни, которую призван эстетизировать дизайн. Поэтому метод достижения конгруэнтности с помощью форм внешнего мира исследован на примере традиционных культур, генетически первичных по отношению к любому канону. Таким методом обоснованно можно считать ритуал. Каждый новый элемент первой природы органически связан с уже существующими и составляет с ними единое целесообразное целое. Соответственно, будучи гармоничной, природа способствует достижению внутренней конгруэнтности человека. Ритуал как способ поведения и действий, сформированных людьми, живущими в единстве с первой природой, представляет собой образцовый вариант метода проектирования гармоничной предметной среды в подобного рода условиях.

Противоречивое взаимодействие природы и культуры – основа развития, они существуют в постоянном взаимодействии, переплетены тысячами тончайших нитей, ведущих к человеку, находящемуся в центре, на границе этих двух постоянно изменяющихся пространств. Уничтожение любого из них ведет к гибели человека.

В предметах, созданных человеком, соединяются плоть природы и форма культуры. Чтобы познать сущность их единства, нужно владеть языком, способным осуществить диалог между ними. В традиционных культурах этот язык существовал и он назывался ритуал.

Рис. 3. Принцип создания предметного мира в традиционных культурах

Ритуал как способ гармоничного создания второй природы и его значение для дизайн-проектирования

Можно утверждать, что ритуал гарантирует создание «здоровой вещи», то есть органично вписывающейся в пространственную среду культуры, соответствующей параметрам модели мира и обеспечивающей гармонию во взаимодействии культуры и природы. Важно еще и то, что ритуал является залогом не только создания здоровой для человека вещи, но и обеспечивает созидательный процесс для творца. Так, например, в творчестве обских угров в процессе создания предметного мира главным было отношение мастера к выполняемой работе: если настрой хороший, то вещь по определению получается красивой, и наоборот. То есть, ритуал настраивает творца на создание вещей, настроенных на человека.

В Большой Советской Энциклопедии ритуал трактуется как «сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, лишённых непосредственной практической целесообразности». Другими словами, ритуал – это система ограничений. Что она дает и по каким принципам сложилась?

В Японии считают, что усвоить ритуалы стрельбы из лука – значит, научиться правильному образу жизни. Такая проекция ритуала на культуру говорит о том, что ритуал это – система ограничений, предохраняющая человека от разрушения и позволяющая ему взаимодействовать с окружающим миром. Другими словами, бесполезные на первый взгляд ограничения выполняют функцию гармонизации человека с окружающим миром, регулируя способность человека воспринимать этот мир и воздействовать на него в определенных культурных условиях. То есть ритуал – это приближение культуры к человеку с двух сторон. С одной стороны, учитывая способности человека, ритуал обеспечивает соответствие человека окружающему миру. С другой стороны, ритуал – это механизм, сформированный за тысячелетия таким образом, что он учитывает целостную картину условий, в которых находится человек, систему факторов, влияющих на его поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

История образа лошади в искусстве
Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображени ...

Французское кино в 30-50-е гг. XX в
Перелом от 1920-х годов к 1930-м был ознаменован в истории кино утверждением звукового фильма, окончательно вытеснившего с экранов немые ленты. Звук всем предъявлял новые требования. Каждый был занят решением своих технических и художеств ...

Художественная культура Северного Возрождения
Термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего ...