Принципы экологического воспитания личности

Статьи по культуре » Экологическая культура нравственных отношений » Принципы экологического воспитания личности

Дадим определение понятию экологическое воспитание.

Экологическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумной экологической деятельности.

Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.

Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения.

Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И, наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.

Основными принципами экологического образования и воспитания являются:

· комплексность и междисциплинарный подход;

· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

· сочетание обучения с выходом в сферу практики;

· взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;

· учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.

Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:

· семья;

· дошкольные учреждения;

· школа;

· начальная и средняя профессиональная школа;

· высшие учебные заведения;

· средства массовой информации.

Наибольший интерес для нас, разумеется, представляют высшие учебные заведения. Остановимся на них поподробнее.

Другая информация:

Снова за границей
В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, ...

Театр в системе досуговых предпочтений студентов Москвы
Определяющее условие успешного проведения маркетингового исследования условий определения театра в системе досуговых представлений играет значение мнений и опросов, которые должны проводится в целях удовлетворения запросов студентов Москв ...

Расцвет творчества
Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х - начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. В этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ - картин на темы из жизни народа и револ ...