Поиск нового качества сценической правды, выявление современной проблематики, «болевых точек» жизни определяли творчество Товстоногова. Он ставил режиссерский «диагноз» современных социальных противоречий и конфликтов в спектаклях: «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Океан» А. П. Штейна и др.
Как человек творческий, Г.А. Товстоногов постоянно находился в поиске, поэтому разработку современной темы выдающийся режиссер продолжил в постановках: «Палата» С. И. Алёшина, «Ещё раз про любовь» Э. С. Радзинского, «Традиционный сбор» В. С. Розова, «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Энергичные люди» В. М. Шукшина, «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Киноповесть с одним антрактом» по «Блондинке» Володина, «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева и др.
Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова — героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования — нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями, раскрывается на многообразном мате-риале прозы и драматургии, через страницы революции, военной истории, публицистику антифашистской драмы, где масштабный ход сценического повествования, судьбы народной соединён с тщательным доскональным исследованием судьбы человеческой: «Из искры .» Ш. Н. Дадиани (в 1949 г. удостоена Государственной премии СССР), «Дорогой бессмертия» по «Репортажу с петлей на шее» Ю. Фучика – (Государственная премия СССР в 1952), «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - все в Театре им. Ленинского комсомола; «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского ( Ленинград - ский театр драмы им. Пушкина; Ленская премия 1958), «Гибель эскадры»; «Поднятая целина» и «Тим Дон» (Государственная премия СССР в 1978) по М.А.Шолохову; «Правду. Ничего, кроме правды!» Д.Н. Аля, «Беспокойная старость», «Три мешка сорной пшеницы» по В.Ф. Тендрякову, «Перечитывая заново .» по произв. Корнейчука, Погодина, М. Ф. Шатрова и В.Т. Логинова, «Оптимистическая трагедия», «Рядовые» А. А. Дударева и др.
Время один из главных героев спектаклей Товстоногова. В истории он находил истоки противоречий, развившихся в современности; в обращении к классическому наследию сочетал подлинный историзм с волнующей новиз-ной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Работа Товстоногова над классикой оказала огромное воздействие на современный театр, сознание. Среди наиболее значительных постановок: «Гроза» А. Н. Островского в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (Ленинградский театр Комедии), «Идиот» по Достоевскому, «Варвары», «Мещане», удостоенная Государственной премии СССР в 1968), «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Балалайкин и К» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Товстоногов вел большую педагогическую работу с режиссерами, актерами. С 1957г. Товстоногов преподавал в ЛГИТМиКе, будучи профессором, заведовал кафедрой режиссуры. Г.А. Товстоногов сочетал в своей преподавательской деятельности не только практику, но и научно-исследовательскую работу. Им написаны замечательные книги с изложением теоретических и практических сведений, ставших настольными книгами: «Современность в современном театре» (Л., 1962), «О профессии режиссёра» (М., 1966), «Круг мыслей» (Л., 1972), «Классика и современность» (М., 1975), «Зеркало сцены» (Л., 1980, 1984; в 2 тт.).
Другая информация:
Этногенетическая теория Л. Гумилева
Согласно теории Льва Гумилева этнос (народ) является природной системной целостностью и представляет собой "устойчивый коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий внутреннюю структуру, в каж ...
Театр в системе досуговых предпочтений студентов Москвы
Определяющее условие успешного проведения маркетингового исследования условий определения театра в системе досуговых представлений играет значение мнений и опросов, которые должны проводится в целях удовлетворения запросов студентов Москв ...
Культурологические традиции русской эмиграции
Можно говорить о том, что деятели русской культуры, даже кратковременно находясь за границей, чувствовали себя в какой-то мере эмигрантами; а становясь – хотя бы на короткое время эмигрантами, они тем самым освобождались от тяготивших их ...
Меню сайта