Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского

Статьи по культуре » Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо - вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен.

Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами.

Маринист - это гордое, звонкое слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением.

Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. Так написать душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.

Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был наш соотечественник Иван Константинович Айвазовский - художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший самых вершин этого трудного жанра.

Излишне говорить уже о том, насколько свободна, но в то же время собранна и сдержанна должна быть палитра мариниста, ибо художником моря может стать только настоящий живописец от рождения, для которого язык красок и тайны колорита ясны до конца. Море, как и небо, вечно в движении, в неуловимых рефлексах пленэра. Надо только это уметь видеть и, главное, запечатлеть на холсте, бумаге, на доске офорта или гравюры.

Айвазовский — виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения марин и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира и являются гордостью нашей отечественной школы живописи. Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего, создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где с детства он привык видеть и научился любить море.

Творческий путь Айвазовского объединил два поколения художник, его творческое наследие насчитывает более шести тысяч работ. Однако, в истории русской художественной культуры XIX века творчества Айвазовского рассмотрено поверхностно. До настоящего времени нет глубоких исследовательских работ, раскрывающих творческие особенности художника. Существует ряд противоречивых мнений по поводу значения творчества Айвазовского для развития русской живописи вообще и морского пейзажа в частности. Например, Волошин говорит о том, что Айвазовский не имел творческого роста, копировал сам себя, его ученики сбегали от него, чтобы раскрыть свой талант. С другой стороны, отзывы современников Айвазовского настолько восторженны, что не приходится сомневаться в его гениальности.

Исходя из выявленных противоречий, определена цель данной работы – изучить теоретические взгляды и особенности творческого метода И.К.Айвазовского.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть исторические предпосылки развития русского искусства в XIX веке;

- определить особенности развития русского морского пейзажа XIX века;

- изучить теоретические основы творчества Айвазовского;

- проанализировать произведения художника с точки зрения использования индивидуального творческого метода.

Объектом исследования является русский морской пейзаж XIX века.

Предметом изучения теоретические основы и художественные особенности творчества И.К.Айвазовского.

Гипотеза работы такова: творчество Айвазовского в своей основе имеет индивидуальный стиль и манеру живописи, обеспечившие его трудам неиссякаемую популярность и всемирную известность.

Другая информация:

Экологическая культура как мера цивилизованности общества
Очень правильной фразой в отношении экологической культуры является фраза: «Хочешь переделать мир – начни с себя». Именно она дает настрой на активную жизненную позицию. В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и ис ...

Проблема возрождения христианской духовности в современной России
Возрождение христианской духовности должно ослабить роли политического элемента в церкви. И этим должна раскрыться возможность нового и одухотворенного социального творчества в христианстве. Мы вступаем в совершенно новую эпоху и совсем п ...

Театральность древних и средневековых культур
Патетическая или гротескная аффектация речи и жеста составляла многовековой стилевой канон драмы и театра. В крайнем, максимальном выражении она вызывала нарекания со стороны наиболее чутких и дальновидных людей искусства (вспомним, к при ...