Периодизация и национальный характер возрождения

Статьи по культуре » Характеристика эпохи Возрождения » Периодизация и национальный характер возрождения

Страница 1

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на четыре этапа: Проторенессанс ( Предвозрождение – II пол.XIII-XIV вв.), раннее Возрождение – XVв., Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в., позднее Возрождение – конец XVI в

Проторенессанс является подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников – новаторов нелегко провести четкую границу, определяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266-1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера раннего Возрождения – это прежде всего «отцы Возрождения»: архитектор Ф.Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло(1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428). Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работающих на протяжении столетия в разных областях Италии: это П. Уччелло (1397-1475 ), А.Кастаньо (1421-1457),

Ф. Липпи (1406-1469), С Боттичелли (1445-1510), А.Верроккьо(1435-1488),А.Мантенья(1431-1506). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи и это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, подчеркивали объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV в. открывают законы перспективы и сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются, главным образом, линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды, архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм углубляется, но к нему прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают гениальные мастера – Браманте( 1444-1514), Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Самое знаменитое произведение Леонардо да Винчи так называемая «Джоконда". Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели, передана жизнь ее души, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. « Портрет Моны Лизы «- это принципиально новый портрет, с ним связано зарождение в европейском искусстве психологического портрета.

Среди лучших работ архитектора Донато Браманте – грандиозные Ватиканские сооружения.

Наиболее прославленным творением Рафаэля является «Сикстинская мадонна". В этой работе художник соединил высокую религиозность с высокой человечностью, создав самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства.

Микеланджело Буонарроти при жизни получил титул « божественный». Его работы – роспись потолка Сикстинской капеллы (около 600 м2) , мраморная статуя Давида (более 5м), гробницы семьи Медичи и папы Юлия II поражают своей грандиозностью, величественностью, прославляющие красоту и силу свободного человека. « Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей» - писал о себе Микеланджело.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения – это Джорджоне (1477-1510), Тициан(1477-1576), Веронезе(1528-1588), Тинторетто(1518-1594), Палладио (1508-1580).

Страницы: 1 2

Другая информация:

Флоренция во времена Брунеллески
Флоренция, в которой жил и творил Брунеллески, Флоренция послед- ней четверти XIV века – первой четверти XV века, была городом еще вполне средневековым. В последние десятилетия XIV века, в годы детства и юности Брунеллески, вследствие эпи ...

Становление художника
Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался, прежде всего, под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник час ...

Скандинавский стиль
Натуральность, простота и естественность отличают скандинавский стиль. Это стиль без затей: дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных ...