В современной критической литературе существует несколько определений «фэнтези». Большинство исследователей понимают под «фэнтези» литературный жанр. (№,14), определяя «фэнтези», выделяет несколько принципов, характеризующих этот жанр.
Первый принцип – система персонажей, в которой присутствует такие мифические герои, как эльфы, драконы и маги (оговорим, что в основе «фэнтези» чаще всего лежат германо-скандинавские мифы). Этот принцип не может быть основополагающим, так как существует ряд произведений, структура персонажей которых строится иным образом (например, центральными персонажами произведения становятся не перечисленные мифические герои, а люди).
Другой принцип определения жанра «фэнтези» - это категория «хронотопа»: действие произведения разворачивается не на Земле, а в ином пространстве, и в иное, некое «параллельное», время (№,14). В этом случае к «фэнтези» можно отнести большинство произведений жанра фантастики, следовательно, это определение также является не точным.
Следующий принцип определения «фэнтези» заключается в том, что в основе конфликта произведения этого жанра лежит титаническая схватка добра со злом, исход которой решит судьбу мира ( №14). Это утверждение не лишено доказательств, но не может быть определяющим, так как существует жанр «героического фэнтези», в котором действует герой-одиночка, спасающий, прежде всего, себя, а затем уже – мир (например, Ю. Никитин «Святой Грааль»).
Существует точка зрения, что, если в фантастическом романе, описано действие приборов и машин – это фантастика, а если нет – это «фэнтези» (№14).
Особо нужно оговорить соотношение понятий «фантастика» и «фэнтези». Разграничим эти понятия. Буквальный перевод слова «фэнтези» - воображение, фантазия – имеет много общего с пониманием фантастики в литературе: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное (№ 15, С.355 – 358). Таким образом, «фэнтези» и «фантастика» понимается как противоположное реальному и существующему. Но, определяя жанр «фэнтези», необходимо отделить его от жанра «научной фантастика». «Научная фантастика» - это литературное произведение, моделирующее события далекого прошлого на основе достижения науки и техники (№ 11).
Исследователи еще не сошлись на четком определении «фэнтези». Многие склоняются к тому, что «фэнтези» - это набор приемов, черт, которые делают произведения в этом жанре своеобразными и отличают их от другой художественной литературы.
Соглашаясь с мнением критиков, что «фэнтези» - это, прежде всего, жанр литературных произведений, в которых большое значение имеют все вышеперечисленные особенности (система персонажей, сюжет и конфликт, хронотоп), в своей работе под «фэнтези» я буду понимать не только литературный жанр, но и целую систему произведений художественной культуры. Все эти произведения следуют литературе в жанре «фэнтези» и поэтому, создают единое семантическое поле: рисунки, компьютерная графика, компьютерные игры, поэзия, ориентированная на сюжеты «фэнтезийных» произведений, фильмы и т.д.
Жанр «фэнтези» предполагает внутреннюю градацию, в зависимости от литературного источника.
Особое место в «фэнтези» занимает «толкинизма». Его можно определить как движение поклонников творчества профессора Джона Рональда Руэла Толкина. Самое известное его произведение – это трилогия «Властелин колец», которая, по оценкам СМИ, признана одним из самых читаемых произведений художественной литературы XX века и наделена всеми вышеперечисленными чертами жанра «фэнтези».
«Толкинизм» - явление, сложившееся в современной отечественной культуре в 80-е годы ХХ века. «Толкинизм», на мой взгляд, представляет особый интерес. Он не только выходит за границы литературного жанра, но и претендует на роль особой субкультуры.
В современной исследовательской литературе под «субкультурой» понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем и обычаями (№ 11). «Толкинизм» предполагает объединение группы людей, ориентированных на создание особой манеры поведения, общения, в основе которого – общность интересов. В следующих главах своего исследования я попытаюсь доказать эту гипотезу.
Прежде всего, на мой взгляд, можно выделить в «толкинизме» два направления: это «истинный толкинизм», претендующий на статус элитарной субкультуры; и «массовый толкинизм», то есть, эксплуатацию массовой культурой творчества Толкина. Исследованию этих направлений посвящены II и III главы моей работы.
Другая информация:
Искусство Древней Греции: архитектура, скульптура, театр
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской влас ...
Художественная культура Индии
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались ...
Творчество - сущностная сила человека
Творческий человек - вот кто с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Она должна быть ему предоставлена и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничего предписывать и чтобы никакая человеческая власть на земле ...
Меню сайта