Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре

Статьи по культуре » Фэнтези и субкультура толкинизма » Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре

В современной критической литературе существует несколько определений «фэнтези». Большинство исследователей понимают под «фэнтези» литературный жанр. (№,14), определяя «фэнтези», выделяет несколько принципов, характеризующих этот жанр.

Первый принцип – система персонажей, в которой присутствует такие мифические герои, как эльфы, драконы и маги (оговорим, что в основе «фэнтези» чаще всего лежат германо-скандинавские мифы). Этот принцип не может быть основополагающим, так как существует ряд произведений, структура персонажей которых строится иным образом (например, центральными персонажами произведения становятся не перечисленные мифические герои, а люди).

Другой принцип определения жанра «фэнтези» - это категория «хронотопа»: действие произведения разворачивается не на Земле, а в ином пространстве, и в иное, некое «параллельное», время (№,14). В этом случае к «фэнтези» можно отнести большинство произведений жанра фантастики, следовательно, это определение также является не точным.

Следующий принцип определения «фэнтези» заключается в том, что в основе конфликта произведения этого жанра лежит титаническая схватка добра со злом, исход которой решит судьбу мира ( №14). Это утверждение не лишено доказательств, но не может быть определяющим, так как существует жанр «героического фэнтези», в котором действует герой-одиночка, спасающий, прежде всего, себя, а затем уже – мир (например, Ю. Никитин «Святой Грааль»).

Существует точка зрения, что, если в фантастическом романе, описано действие приборов и машин – это фантастика, а если нет – это «фэнтези» (№14).

Особо нужно оговорить соотношение понятий «фантастика» и «фэнтези». Разграничим эти понятия. Буквальный перевод слова «фэнтези» - воображение, фантазия – имеет много общего с пониманием фантастики в литературе: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное (№ 15, С.355 – 358). Таким образом, «фэнтези» и «фантастика» понимается как противоположное реальному и существующему. Но, определяя жанр «фэнтези», необходимо отделить его от жанра «научной фантастика». «Научная фантастика» - это литературное произведение, моделирующее события далекого прошлого на основе достижения науки и техники (№ 11).

Исследователи еще не сошлись на четком определении «фэнтези». Многие склоняются к тому, что «фэнтези» - это набор приемов, черт, которые делают произведения в этом жанре своеобразными и отличают их от другой художественной литературы.

Соглашаясь с мнением критиков, что «фэнтези» - это, прежде всего, жанр литературных произведений, в которых большое значение имеют все вышеперечисленные особенности (система персонажей, сюжет и конфликт, хронотоп), в своей работе под «фэнтези» я буду понимать не только литературный жанр, но и целую систему произведений художественной культуры. Все эти произведения следуют литературе в жанре «фэнтези» и поэтому, создают единое семантическое поле: рисунки, компьютерная графика, компьютерные игры, поэзия, ориентированная на сюжеты «фэнтезийных» произведений, фильмы и т.д.

Жанр «фэнтези» предполагает внутреннюю градацию, в зависимости от литературного источника.

Особое место в «фэнтези» занимает «толкинизма». Его можно определить как движение поклонников творчества профессора Джона Рональда Руэла Толкина. Самое известное его произведение – это трилогия «Властелин колец», которая, по оценкам СМИ, признана одним из самых читаемых произведений художественной литературы XX века и наделена всеми вышеперечисленными чертами жанра «фэнтези».

«Толкинизм» - явление, сложившееся в современной отечественной культуре в 80-е годы ХХ века. «Толкинизм», на мой взгляд, представляет особый интерес. Он не только выходит за границы литературного жанра, но и претендует на роль особой субкультуры.

В современной исследовательской литературе под «субкультурой» понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем и обычаями (№ 11). «Толкинизм» предполагает объединение группы людей, ориентированных на создание особой манеры поведения, общения, в основе которого – общность интересов. В следующих главах своего исследования я попытаюсь доказать эту гипотезу.

Прежде всего, на мой взгляд, можно выделить в «толкинизме» два направления: это «истинный толкинизм», претендующий на статус элитарной субкультуры; и «массовый толкинизм», то есть, эксплуатацию массовой культурой творчества Толкина. Исследованию этих направлений посвящены II и III главы моей работы.

Другая информация:

Человек элиты
Х.Ортега-и-Гассет, являющийся одним из идеологов элитарной культуры, в работе "Дегуманизация искусства" отнюдь не отождествляет элиту с родовой аристократией. В его понимании элита не является правящим меньшинством или аристокр ...

Японский стиль
Самый востребованный в России этнический стиль – японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это декоративный стиль минимализма, в котором отказ от лишней мебели и избыточного декора является основополагающим ...

Сан-Марино
Два цвета флага символизируют свободу (белый) и мир (голубой). Флаг существует с XVIII в., но на первых парах место голубой полосы была синяя и располагалась она сверху. На флаге есть изображение герба. Герб Сан-Марино имеет вид щита син ...