История образа лошади в искусстве

Страница 1

Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок — черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта — в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки изобразить шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. (2; с. 83 ) [Приложение 1]

В палеолите лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, — живая картина повседневно наблюдаемого художником-охотником мира. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь «мясо», готовое к употреблению. Древние изображения, например такие, как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников, мы видим в этих изображениях первобытных лошадей. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. (1; с. 145-146) [Приложение 2]

С наступлением неолита — более поздней эпоха приручения животных — изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация. Но лошадь остается одним из главных персонажей. (1; с. 146-147)

Железо, открытое в начале I тысячелетия до н.э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Образ лошади продолжает играть важную роль в видах искусства. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, в которых обильно представлены роскошные украшения с изображением лошадей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Изображения лошади часто встречаются в изделиях скифов из золота, серебра, бронзы — украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов — символы власти. (1; с. 148) [Приложение 3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Художественная жизнь россии в начале XX столетия
Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры, ярчайших инд ...

Драматургия сценария
Сценарий клубного или массового представления — произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим (иногда — к лиро-эпическим), отражает те или иные масштабные явления соц ...

Художественная культура Древнего Рима: архитектура, скульптура
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых в ...