Теории возникновения игры. Их распространение по миру

Статьи по культуре » Шахматное искусство » Теории возникновения игры. Их распространение по миру

Страница 3

В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения. Шахматная доска приобрела современный вид и стала двухцветной, абстрактные фигуры вновь стали принимать изобразительную форму, более понятную для европейцев. Сама игра приобрела более динамичный характер.

В XVIII веке шахматы перестали быть привилегией высшего сословия и стали доступны всем желающим. Во Франции шахматные поединки стали проводиться в кафе и клубах: в Париже в первой половине XVIII века большую популярность приобрело кафе «Прокоп», а с 1750 года — кафе «Режанс». В XVIII столетии шахматы обрели еще и музу-покровительницу. Ее придумал английский поклонник игры Уильям Джонс. В поэме о происхождении шахмат он рассказал фантастическую историю о боге войны Марсе и его возлюбленной, лесной нимфе Каиссе. Красавица отвергала все домогательства пылкого поклонника, пока Марс не изобрел шахматы и не научил Каиссу играть в них. В 1836 году известный французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне (1797–1840, с 1824 года считался сильнейшим игроком мира) начал издавать первый в мире шахматный журнал «Паламед». Затем подобные журналы появились в Великобритании в 1837 году и в Германии в 1846 году.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851 го-ду. Его победителем стал немецкий шахматист Адольф Андерсен. Первого чемпиона мира определил турнир, состоявшийся в 1886 году в США, — им стал Вильгельм Стейниц.

В России шахматы — хорошо известная и популярная игра с давними историческими традициями. На территорию Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока по торговым путям, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Об этом свидетельствует название как самой игры, так и некоторых фигур — «ферзь», «слон». Первые письменные упоминания относятся к XIII веку, хотя есть археологические находки, датируемые XI веком. Так, в Новгороде, в культурных слоях X–XV веков, найдено больше 150 шахматных фигур. Их находили во многих русских городах — Волковысске, Вышгороде, Гродно, Друцке, Киеве, Копыси, Лукомле, Минске, Москве, Николо-Ленивце, Новогрудке, Смоленске, Торопце, Турове. На Руси абстрактные фигуры шатранджа постепенно стали превращаться в изобразительные и изменять названия, адаптируясь к русским реалиям. Так, самая сильная фигура игры — «рух», напоминавшая в абстрактном виде лодку, превратилась в понятную и близкую славянам «ладью». Первые фигурки с «личиками» (изобразительные шахматы, изготовлявшиеся в соответствии со своими названиями) были обнаружены археологами в слоях XII–XIII веков. Русская церковь, как и католическая, препятствовала распространению шахмат, приравнивая их к азартным играм в кости. Запреты оказались безуспешными, а среди поклонников игры были первые люди российского государства — Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II, Павел I и Николай II. Несмотря на то что шахматы были популярной игрой, до конца XIX века Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии. Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге лишь в 1853 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.

Ситуация изменилась в начале XX века, когда было основано возникшее из частного кружка Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной. Клуб был открыт 17 января 1904 года, а в апреле 1914 года в помещении Собрания в доме 10 на Литейном проспекте был учрежден Всероссийский шахматный союз. Клуб проводил профессиональные и любительские турниры, товарищеские встречи между сборными Москвы и Петербурга, сеансы одновременной игры, издавал специальную литературу. В стенах Собрания размещалась самая богатая в стране шахматная библиотека.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Храм царицы Хатшепсут
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу ...

Виды лоскутного шитья
Пэчворк – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предмето ...

Фаллический культ в Греции и Египте
Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом. Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан ...