Теории возникновения игры. Их распространение по миру

Статьи по культуре » Шахматное искусство » Теории возникновения игры. Их распространение по миру

Страница 2

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу.

Шахматные фигуры. Польша. XIX. Дерево, резьба, токарная работа

Рис.2. Шахматы. Польша. Дерево. XIXв.

Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтверждено многочисленными литературными свидетельствами. Наиболее древние писания, связанные с шахматами, принадлежат перу арабского автора 9го века Аль-Адли. Это описание, известное как Мансубы, обсуждается ниже. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

Игры военного типа на доске, в которых фигуры «убивали» друг друга, были известны в Древнем Египте (игра «тау», 1270 г. до н. э.), Древней Греции — («петтеия», V в. до н. э.), Древнем Риме(«латрункули», I–II вв. до н. э.).

Впервые упоминание о военной игре, похожей на шахматы, появилось в поэме «Харшарита» в честь царя Харши, правителя Северной Индии, написанной в 606–648 годах придворным поэтом Бана. Ее автор повествует о том, что во время правления Харши в Северной Индии царили мир и порядок, а воевали — расставляли «чатуранги» — части войск — только на игральной доске (аштападе). В VII веке игра «чатранг» (производное от «чатуранги») проникла из Индии в Персию и Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афрасиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII–VIII веками, — самые древние шахматные фигуры. Они изображают шаха, а также конных и пеших воинов

В VII веке Персия была завоевана арабами, и о шахматах узнал исламский мир. В VIII–IX веках в Арабском халифате игра была чрезвычайно популярна. Ее название изменилось — арабы именовали ее «шатрандж», стали другими фигуры. Поскольку по законам ислама изображать людей и животных недопустимо, шахматные фигуры приобрели абстрактную обобщенную форму. Они были более простыми в изготовлении и, как следствие, более дешевыми, что способствовало расширению круга играющей аудитории Западная Европа заимствовала «шатрандж» у арабов через Иберийский полуостров, через южные области Франции — Аквитанию и Прованс и юг Апеннинского полуострова.

Первое в европейских источниках упоминание о новой игре относится к самому началу XI века. В XI–XII веках шахматы стали одним из самых распространенных развлечений знати, входили в программу рыцарского воспитания. Как и многие европейские настольные игры, шахматы были игрой на ставку, азартной игрой. Именно это послужило поводом для выступлений Римско-католической церкви против шахмат, однако в конце XIV века Регенсбургский католический собор снял с них запрет.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии
Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культу ...

Функции библиографической информации
В библиографоведческой литературе приводятся несколько десятков наименований функций библиографии и её составляющих. Большинство авторов (М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев) ведут речь о функциях библиографии в целом или видов библиографии. О.П. ...

Теоретические основы творчества Айвазовского
В основе творческого метода Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. И это особенно характерно для его живописи 40-60-х годов. Художник всегда стремился и в жизни, и в явлениях природы выделять не типическое, а исключительное, н ...