Будущее цивилизаций

Страница 2

Тойнби указывает на особенно опасный аспект противостояния арабского и еврейского народов в цивилизационной перспективе. Это борьба между народами-братьями, к которой ущемленный Измаил (точнее – его потомки) так и не пережил отцовского пренебрежения и изгнания и затаил, быть может, даже для самого себя не вполне проявленное желание одержать верх над Исааком, перехватив у него дар Божьего избранничества.

Английский историк также указывает на возможность будущих конфликтов между Западом и Индийской цивилизацией, утверждая, что «столкновение между Индией и Западом богато таким опытом, которого не имеет никакое другое общество в мире»; между Западом и цивилизациями Дальнего Востока: «Что касается Дальнего Востока, то у него еще меньше общего с культурным наследием Запада, чем даже у индусского мира». Особое будущее он предсказывает Китаю, стране, которая сама по себе есть целая цивилизация и которая, быть может,

Итак, мы рассмотрели классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показали приблизительное развитие цивилизаций в будущем.

В целом рассуждения Тойнби построены последовательно, они аргументированы, однако многие ученые усматривают поразительное несоответствие между детальным изложением обильного количества исторических подробностей и очень небрежным, поспешным и логически плохо оформленным построением теоретических обобщений и выводов, которые он делает на основании приводимых им фактов.

Так, например, Тойнби красочно описывает различные случаи «Ухода-и-Возврата» творческих личностей, но оставляет совершенно неясным вопрос о том, зачем все-таки им нужно «уходить» и является ли их «уход» обязательным актом, который всегда предшествует их выходу на арену истории.

Методология исследований Тойнби действительно представляет собой их самое слабое место. Она явно далека от научной строгости.

Стремясь строить свои теоретические конструкции как выводы из эмпирических данных, Тойнби нередко отступает от ранее сказанного, потому что вовлеченные в рассмотрение новые факты не согласуются с ним. В результате у него появляются несогласованные и противоречащие друг другу утверждения.

Однако его это мало беспокоит. Так, он скрупулезно перечисляет и по-разному классифицирует найденные им цивилизации, но в то же время весьма расплывчато характеризует критерии, по которым они выделяются. Из-за этого их число у Тойнби постоянно меняется. Однако до самого конца он так и не находит нужным навести порядок в своей громоздкой систематике цивилизаций.

Первоначальные позиции «раннего Тойнби», который утверждал цикличность развития и равноправие всех цивилизаций, противоречат взглядам «позднего Тойнби», провозглашающего, что западно-христианская цивилизация обладает уникальными, особыми преимуществами, которые способны сделать ее фундаментом интеграции всего человечества, и именно в ней зарождается будущая всемирная церковь, которая должна объединить все высшие религии.

Тойнби справедливо обращает внимание на то, что в современном мире идет борьба двух тенденций – разъединяющей и объединяющей. Он показывает, что первая из них заключается в национализме, а вторая связана с развитием технологии и культурными достижениями цивилизаций.

В отношении будущих столкновений между Западом и Востоком Тойнби «как в воду глядел»: достаточно посмотреть на конфликт, военные действия Соединенных Штатов Америки в Ираке.

Отдавая должное вкладу Тойнби в отстаивание идей гуманизма, прогресса и объединения человечества, необходимо, тем не менее, отметить утопичность его взгляда в будущее.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Начало работы над темой Христа
В 1871 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и - одновременно - Академию художеств, получив Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Награда эта давала право на поездку за границу на шесть ...

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре
Поскольку культура — результат деятельности общества, то существует определенное общее содержание культуры. Отсюда можно сделать вывод о том, что культуру творят массы. Но культура есть в то же время результат деятельности отдельных личн ...

Художественное оформление спектакля и техника безопасности на сцене
Задача режиссера в отношении художественного оформления спектакля состоит в том, чтобы направить творчество на поиски такой внешней среды для игры актеров, которая помогала бы им раскрывать содержание каждой сцены, осуществлять заданные и ...