Будущее цивилизаций

Страница 1

Тойнби считает, что столкновения между цивилизациями – наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество. Влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары, контрвлияние других цивилизаций будут определять облик и перспективы мира уже в обозримом историческом будущем. Делая подобное умозаключение, Тойнби руководствуется не политическими пристрастиями, а опирается, как и подобает историку, на опыт нескольких тысяч лет со времени появления первых цивилизаций.

«Шесть тысяч лет – это бесконечно малый срок в сравнении с возрастом человеческого рода, млекопитающих и жизни на Земле вообще»*, но он дает немало примеров столкновения цивилизаций. Возьмем историю наших предшественников – Греко-римской цивилизации, опыт которой, по мнению Тойнби, имеет парадигматическое значение. Экспансия и мощь распространения этой цивилизации (большая часть Старого Света вплоть до Индии, Британии и даже Китая и Скандинавии) впечатляют даже по современным масштабам. Греко-римская цивилизация в течение нескольких веков успешно отражала контрудары оружия, но потерпела поражение от другого контрнаступления – духовного. Это было наступление новых религий, в особенности христианства. С империей рухнула и цивилизация.

Тойнби также указывает основные линии, по которым будет происходить «разлом цивилизаций». Прежде всего он говорит о Западе и России.

Запад всегда с опаской относился к России, особенно после второй мировой войны. В глазах западных европейцев Россия всегда представлялась агрессором. Запад и Россия принадлежат к Христианскому миру, но к двум его противостоящим частям - католической и православной. История России глубочайшими корнями уходит в Византию, а Византия и Запад всегда были враждебны друг другу. Все рассуждения Тойнби слишком общи, чтобы быть исторически строго точными.

Но совсем парадоксальным выгладит его утверждение, что «западные завоевания средневекового периода отразились на внутренней жизни России и на ее отношениях с западными обидчиками. Давление Запада на Россию оттолкнуло ее от Запада: оно оказалось одним из тех тяжелых факторов, что побудили Россию подчиниться новому игу, - игу коренной русской власти в Москве, ценой автократического правления навязавшей российским землям единство, без которого они не могли бы выжить»*. Итак, российская автократия, полагал Тойнби, - результат западной экспансии, контрудар российской цивилизации, нанесенный цивилизации западноевропейской.

Тойнби был убежден, что у России всегда были и сохранились в середине 20 века все основания смотреть на Запад с не меньшим подозрением, чем Запад смотрит на Россию.

Совершенно нетривиально Тойнби оценивает и деятельность Петра 1, которого считает «ключевой фигурой для понимания взаимодействия остального мира с Западом не только в отношении России, но и в мировом масштабе». Он усматривает в Петре архетип автократического реформатора в западном духе, сверху навязавшего своей стране техническую революцию и грандиозные социальные реформы. Именно Петр запустил Россию на орбиту технологического соревнования с Западом. Петр ответил на вызов Запада западными же методами, но от этого Россия не влилась в западноевропейскую цивилизацию, напротив, она обрела новые возможности для противостояния и контрнаступления.

Еще одной великой силой, противостоящей Западу, полагает Тойнби, является ислам. Собственно, европейская цивилизация обретала свою самостоятельность в борьбе с Исламским миром, так как еще в раннее средневековье произошло их столкновение, которое закончилось поражением арабов в битве при Пуатье, а далее это враждебное взаимодействие развивалось по нарастающей. В 20 веке Исламский мир тоже вступил на путь вестернизации, однако, усваивая многие внешние атрибуты Западной цивилизации, он все больше укрепляется в своей религиозной и культурной самобытности.

Для Тойнби очевидно, что Арабский мир – это, по определению,

Исламская цивилизация, которая может усвоить самые передовые западные технологии и, более того, - допустить даже формы общественного существования, внешне следующие западным либеральным образцам, однако сущность этой цивилизации останется исламской, с присущим исламу религиозным центризмом и непоколебимой верой в исключительную правильность избранного ими пути, на который желательно подвигнуть как можно большую часть человечества.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Литература раннего Средневековья
Крушение римской культуры сопровождалось глубоким кризисом в культуре средневековой Европы. Но это падение было не повсеместным: и в Европе сохранились очаги культуры, продолжающие или часто заимствующие римские традиции, а с другой сторо ...

Конструктивизм
Официальной датой рождения конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение совреме ...

Художник-иллюстратор детской книги В.А. Милашевский
Владимир Алексеевич Милашевский проиллю­стрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С та­ким же успехом иллюстрировал он произведения ...