Психолого-педагогические особенности младших школьников

Статьи по культуре » Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками » Психолого-педагогические особенности младших школьников

Страница 3

Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И научно-познавательная, и художественная книга воспринимаются без выделения специфических функций. Нет заметной дифференциации в чтении девочек и мальчиков. И те, и другие одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка – литературная и народная, приключения, рассказы русских писателей, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом самостоятельно [12].

Задача библиотекаря – развивать диалектичность мышления ребенка, избегать прямолинейных оценок персонажей, побуждать детей к объемному видению прочитанного. Не следует бояться того, что сердце юного читателя отдано озорному персонажу, а не умному. По отношению к отрицательному персонажу у ребенка тоже срабатывает неосознанная диалектика. Отрицательные образы рождают в душе читателя положительный эффект. Библиотекарю надо лишь помочь правильно почувствовать отношение писателя к персонажу. Оценку же ему дает сам читатель.

И еще одна особенность восприятия младшими школьниками обращает на себя внимание – способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития.

Специфика восприятия 8-9-летних читателей такова, что все многообразие переживаний ребенок выражает одним словом «нравится».

Так в совместных поисках детей и взрослых совершаются нравственные и эстетические открытия.

Для успешного привлечения детей к чтению необходимо знать их читательские интересы: какие книги пользуются среди них наибольшим успехом, что именно привлекает детей в книгах, как воспринимается ими литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает.

Анализ чтения помогает обнаружить, что требует изменения, что надо поддержать и развить, что мешает росту читателей. Библиотекарю важно знать, как сами младшие школьники начинают сознавать мотивы чтения – для чего они читают книги, что от них ждут, какие духовные потребности оно удовлетворяет. Мотив – это важное связующее звено между потребностью в чтении, удовлетворяющими эту потребность книгами. Если формированию мотивов не уделяется должного внимания, то не происходит развития и усложнения потребностей. Не происходит формирования читательского интереса [15].

Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, которые нуждаются не только в получении конкретного документа, но и в организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора.

Взаимодействие библиотеки и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития.

В последнее время изменилась среда взаимодействия ребенка с культурой и чтением, условия ее восприятия и воспроизводства. Для ребенка необходима особая сфера, специальный институт, где возможно моделирование, свободное и безопасное, собственного бытия в культуре как в органичной среде природосообразной деятельности. Детская библиотека может стать той средой, которая поддержит ребенка как субъекта диалога в отношении художественной культуры.

Тем самым, определив особенности интереса и потребностей младших школьников в восприятии художественной культуры, в следующей главе мы остановимся на библиотечном обслуживании читателей – детей в области художественной культуры и проанализируем формы работы с детьми младшего школьного возраста на примере библиотеки № 4 МУК ЦБС г. Кунгура.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Лингвистическое изучение текста
Прочтение текста еще не означает, что вы правильно прочли и уяснили смысл слов и понятий, диалектных форм. На этом этапе целесообразно использовать данные и методы лингвистики – науки о языке. Исторический процесс оказывает замедленное и ...

Когда нашим предкам понадобилась культура
Когда мы начинаем сравнивать человека с животными, мы обычно говорим, что он имеет самый развитый мозг и, как следствие, наиболее тонко управляемые руки, самое выверенное поведение и великолепную наблюдательность, приводящую к далеко идущ ...

Свойства теней
Воздушная перспектива Основной принцип звучит так: чем дальше от нас объект, тем он менее контрастный. Дело в том, что воздух не такой прозрачный, каким кажется. Он умеет рассеивать свет, поэтому контраст теряется. Горы на горизонте все ...