Понятие и структура художественной культуры

Страница 1

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8, с.70].

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с.28].

А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [30, с.339].

М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности [9, с.115].

Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры [16].

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [6].

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Как начиналась фотография
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих н ...

Типологизация культур О. Шпенглера и А. Тойнби
Шпенглер Освальд (Spengler, Oswald) (1880–1936), немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень ...

Процесс лоскутного шитья
Изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, в том числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную, на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно и ...