Свойства библиографической информации

Статьи по культуре » Сущность библиографической информации » Свойства библиографической информации

Страница 1

Можно выделить пять основных свойств библиографической информации: двойственность, разнообразие содержания и формы, пребывание в состоянии связанности и отчужденности, движения и покоя, концентрации и рассеяния [11].

1. Двойственность библиографической информации проявляется в ее отношении к объектам (документам и потребителям). Она выражается формулой:

Д ↔ библиографическая информация ↔ П

Двойственность означает, что библиографическая информация отражает документы, но сама при этом предназначается их потребителям. Свойство двойственности можно представить наглядно (рис. 2).

Рис. 2. Двойственность библиографической информации

На рисунке библиографическая информация имеет форму головы древнеримского бога Януса, у которого два лица. Левое его лицо смотрит в прошлое или в ночь, а правое – в будущее или в день. Строгое выражение левого лица на рисунке означает, что профессионально подготовленная библиографическая информация должна соответствовать правилам, требованиям стандартов. На правом лице, обращенном к потребителю, доброжелательное выражение. Потребитель часто имеет смутное представление о мире документов и тем более о библиографии, о правилах библиографической деятельности либо вовсе их не знает (поэтому рисунок его выражает недоумение).

2. Разнообразие содержания и формы (возникает вследствие профессионального библиографического свойства или, напротив, непрофессиональной подготовки библиографической информации) и упорядоченность формы (в результате профессиональной унификации и стандартизации). Упорядоченность создает возможность оптимального поиска библиографической информации и оперирования ею. Если профессионально составленное библиографическое описание можно использовать многократно без повторного обращения к описанном документу, то непрофессиональное описание часто требует проверки и уточнения.

3. Состояния связанности и отчужденности от документа. Связанность присуща аффинной библиографической информации в издании Сведения о документе на титульном листе издания, в библиографической записи па его обороте, иногда – в макете каталожной карточки сохраняются нераздельно с документом па полках библиотек, архивов и других хранилищ. Отчужденность от документа позволяет библиографической информации не зависимо от него функционировать в обществе в бесконечно многообразных вариантах. Отчужденная информация сохраняется is памяти потребителя и распространяется в межличностном общении. Она может быть скопирована любым способом. Составление библиографической записи методом de visu в ходе обработки документа также является актом отчуждения. При этом библиографическая информация часто обогащается сведениями об авторах, переизданиях и другими, извлеченными из внешних по отношению к документу источников.

Диалектику связанности и отчуждения можно проиллюстрировать на материале книжной выставки. Экспонированные на ней издания являются носителями связанной библиографической информации. Прикрепленные к изданиям библиографические описания – результат отчуждения информации. Каталог (обычно печатный) выставки это воплощение иллюстрированной библиографической информации. Аналогично продляет жизнь выставки и соответствующей библиографической информации ее экспонирование в Интернете.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Костюмы исполнителей
Костюм девушки. Шелковый или шерстяной сарафан — синий, красный, зеленый дли желтый. По покрою сарафан косоклинный. Вверху он начинается с небольшого лифа, кроящегося отдельно; к этому лифу пришивается юбка, книзу отдельно расклешенная. ...

История художественных квилтов
В долгой истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства. Бол ...

История цвета в живописи
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающ ...