Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.
Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.
Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).
Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.
На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.
Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень. Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.
Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.
Очень многое для представления о жизни человека в те далекие времена дают поселения, открытые археологами.
Конечно, в горных местностях с развитым карстом люди продолжали использовать под жилища пещеры. Но и там пещер было меньше, чем людей. Так что люди селились и на открытой местности.
Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек.
Большие землянки отапливались сразу несколькими очагами. Топливом служили дрова и кости животных. В крыше оставлялось отверстие для циркуляции воздуха и вывода дыма. Если стенки землянки были глубокими, их укрепляли жердями. Жердями же укреплялся и потолок. По мере увеличения рода к жилищу делались пристройки или рядом ставились небольшие землянки. Строились и наземные жилища.
Все пристройки к большому жилищу или отдельно стоящие землянки занимались людьми. Некоторые использовались для хранения запасов пищи – сушеного, вяленого, мороженого мяса, жира и сала в летках из шкур животных.
Судя по обилию в каменном инвентаре верхнепалеолитических стоянок шильцев и иголок, в том числе и иголок с ушками, люди к тому времени изобрели шитьё. Иголки изготавливали из кости, в качестве ниток использовали специально обработанные сухожилия или растительные волокна.
Шитьё, конечно, было грубым, но одежда из выделанных шкур животных защищала людей от сурового климата.
Найдена единственная статуэтка женщины не обнаженной, а в костюме, сильно напоминающем меховой комбинезон с капюшоном. Трудно сказать, была ли вся одежда древних людей подобна описанному образу. Но, безусловно, похожа на него. В жилище же люди, судя по всему, предпочитали находиться обнаженными или полуобнаженными.
Другая информация:
Архитектура Древней Греции XII в. до н.э. - I в. н.э
Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось не ...
Становление искусства балета
Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли х ...
Творчество в процессе взаимоотношения общества и
личности
«И призван я, чтоб осветить весь мир,
расплавить тьму его загадок тайных,
найти гармонию между собой и миром,
в себе самом гармонию создать …
смысл жизни вижу в творчестве,
а творчество безгранично».
М. Горький
Творчество как форма ...
Меню сайта