Тициан

Страница 1

Тициан Вечеллио да Кадоре (около 1480- 1576) - один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Слава пришла к нему еще при жизни. В его творчестве радостное отношение к окружающей жизни, природу, человеку нашли подлинно ренессансное истолкование. Его произведения сочетают в себе творческий поиск и новаторство Леонардо, красоту и совершенство Рафаэля, духовную глубину, драматизм и трагизм Микеланджело. Реалистическая убедительность образов; гуманистическая вера в счастье и красоту человека, широкая, гибкая и послушная замыслу мастера живопись - характерные черты его творчества.

Полотна Тициана: «Вознесение Богоматери», «Флора», «Любовь небесная и земная», «Венера перед зеркалом» - вершина колористических достижений венецианской школы. Краски звучны и насыщены по тону, они передают красоту человеческого тела, фактуру вещей, окружающего пейзажа. От них веет спокойной, здоровой силой и красотой. Отличительными особенностями искусства Тициана были верность гуманистическим принципам, вера в волю человека. Тициан создает свой образный и колористический мир, где цвет является главным организующим началом. Портреты, созданные Тицианом, бесконечно разнообразны по живописной трактовке, неисчерпаемости колористических средств возрождения («Император Карл V», «Павел III», «Девушка с фруктами», «Венера Урбинская», «Флора» и т.д.).

Творческий путь Тициана был долгим (он прожил 90 лет), последние десятилетия принадлежат уже Позднему Возрождению, что отразилось в настроении его последних работ, чувстве тревоги и отчаяния, воплотившихся в них.

В поздний период своей жизни Тициан написал такие произведения, как «Несение креста», «Пьета», «Коронование терновым венцом». В них переданы новые мотивы. Как пишет исследователь творчества Тициана: «…Тициан не отказался от утверждения красоты мира, от утверждения права человека на наслаждение красотой, на радости земной, а не небесной жизни. Но картины стали сложней. В них борются радость с грустью расставания, преклонение перед духовно сильным человеком и перед теми испытаниями, которые несет жизнь духовно освобожденной, противостоящей мраку личности. В них борются любовь к жизни и непостижимость смерти».

Одной из последних работ Тициана является "Автопортрет". Художник изобразил строгий профиль своего худого удлиненного лица. Одухотворенный облик великого живописца, проложившего пути искусству будущего.

Таким образом, говоря о творчестве Тициана, можно отметить ростки начинающегося кризиса гуманистических идеалов всего искусства Высокого Возрождения.

Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто завершило эпоху Возрождения. И хотя эта эпоха выдвинула целую плеяду великих мастеров, именно творчество Тициана оказало особенно значительное воздействие на художников последующих поколений и развитие реалистической живописи XVIIв.

«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф.Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни.

В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Особый интерес к личным качествам каждого человека – его уму и таланту, творческой энергии и чувству собственного достоинства, образованности и предприимчивости – вот основа понимания человека новой эпохи.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Иконопись в Новгороде и Пскове
На Руси сложилось несколько иконописных школ. Как мы уже говорили выше, сначала иконы копировали с византийских образцов, потом писали самостоятельно, но с подражанием, воспроизведя манеру письма, систему образов с древних оригиналов. Поз ...

Сценический образ
Сценический образ — здесь с ним может сравниваться только образ, создаваемый искусством кино, — воспринимается нами как самый подлинный из всех существующих в искусстве образов. Самый подлинный, несмотря на свою очевидную условность. Чем ...

Человек - главная составляющая культуры
Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек ...