Искусство имеет настолько важное значение в жизни общества, что может рассматриваться как одна из жизненных функций его.
Искусство, как и другие формы общественного сознания — право, мораль, наука, философия, религия, каждая из которых имеет свой особый предмет и свою специфику, характеризуется тремя основными, общими для всех форм, признаками:
1.является отражением общественного бытия;
2.отличается относительной самостоятельностью;
3.оказывает обратное воздействие на общественное бытие.
Известно, что простейшие формы искусства возникли уже на ранних ступенях развития первобытного общества, выступая органической частью повседневного быта людей.
Этнографические исследования обнаружили, что первыми эстетически освоенными предметами были орудия труда, а первыми художественными изображениями — сцены охоты, рыбной ловли и т. д. Первым способом организации первобытных песен и танцев был ритм (самые первые песни представляли собой ритмичное повторение одного и того же слова или возгласа).
Разумеется, ни ритм, ни какие-либо другие способы организации первобытного искусства не преследовали специальной цели производить художественный эффект; будучи тесно связаны с общественной практикой людей, с самим коллективным характером труда и охоты, они помогали их организации, регуляции, ритмизации совместных усилий и т. д.
С другой стороны, источником эстетических восприятий, переживаний была природа, из которой человек черпал ощущения цвета, гармонии, пропорции. Долгое существование человека неотрывно от природы сформировало у него ощущение своей нераздельности с ней. Эта связь человека и природы стала причиной возникновения двух взаимосвязанных явлений:
1. с одной стороны, одушевления природы, переноса на нее человеческих особенностей.
2. с другой стороны, приписывание свойств и поведения человека явлениям природы, символизирующим те или иные человеческие качества.
Эта свойственная образам первобытного сознания и искусства биоантропоморфичность проглядывает, например, в таких характерных для народных поэтических форм выражениях, как «Волга-матушка», «Амур-батюшка» и др., а также в жанре басни, когда животные наделяются человеческими качествами.
Изготовление орудий труда, предметов обихода, одежды становится не только созданием практических ценностей. Оно сопровождается проявлением в них знаний и опыта, склонностей и вкусов изготовляющих их людей и отражает их развивающийся внутренний мир, выступает как способ утверждения творческих способностей.
На первых порах потребительская ценность предмета предшествовала его эстетической ценности, поскольку человек не мог еще позволить себе воспринимать красоту вне ее пользы или значения для его жизни.
Первобытное искусство зародилось и развивалось благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для первобытного человека определенной значимостью или ценностью.
Первобытное искусство как форма познания действительности складывается из переплетения реального и ирреального, включает сверхъестественные моменты. Первобытный человек верил, что созданные им изображения богов помогут ему воздействовать на окружающий мир, поэтому он украшал их и приносил им жертвы, стараясь завоевать их благосклонность. Собираясь на охоту, он изображал поражаемых его стрелами зверей, что должно было обеспечить ему удачную охоту, и исполнял воинственный танец, стремясь умножить свои силы и решимость воображаемой победой над врагом.
Другая информация:
Мальта
Старинные цвета мальтийского флага – красный и белый – обязаны своим происхождением норманнскому князю Рожеру, высадившемуся на отровах в начале XI в. Это были его родовые, традиционные цвета. Такое же сочетание цветов имел и рыцарский ор ...
Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и
интернациональное в культуре
Поскольку культура — результат деятельности общества, то существует определенное общее содержание культуры. Отсюда можно сделать вывод о том, что культуру творят массы. Но культура есть в то же время результат деятельности отдельных личн ...
Танец народа
Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восх ...
Меню сайта