Начало периода XIV-XVII веков отмечено расцветом русской иконописи. Значение иконы в храмовом комплексе усиливается с распространением в период татаро-монгольского ига деревянного зодчества. В деревянных храмах не было возможности украшать стены фресками. Главным образом иконы размещаются на алтарной перегородке, которая в этот период постепенно превращается в стену, выстроенную рядами икон, эта стена называется иконостас. При этом иконы размещаются в строгом порядке - рядами. Особое значение имеет центральный ряд, композиция которого восходит к Византийским традициям. Весь ряд носит название денсис (в переводе с греческого - молитва). В центре ряда помещалось изображение Христа. До 15 века это изображение было подгрудным и по сторонам шли изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов, Апостолов, Святых, Петра, Павла. Их лица развёрнуты в сторону центра и обращены к Христу.
В XV веке центральный ряд становится более высоким, появляются поясные изображения и изображения в рост. Постепенно распространяется тип высокого иконостаса - изображение фигуры в рост. Центральный образ, как правило, представлялся иконами «Спас на престоле» или «Спас в силах». В этой композиции фигура сидящего на престоле спасителя внесена в геометрическую композицию, главным элементом которой является чёрный или тёмно-синий овал. Поле овала расписано лёгкими, прозрачными силуэтами ангелов. Овал помещается между двумя ромбами. Верхний и нижний ряды иконостаса посвящены теме праздников.
Большое влияние на Русскую иконопись XV века оказало творчество Феофана Грека (XIV-XV века). Он начал свою творческую деятельность в России в новгородских землях, но он находил применение как фрескист и мастер монументальных росписей. Сохранилось большое количество его произведений: в Новгороде - собор Спаса на Ильине, но до наших дней фрески сохранились в повреждённом виде. Феофану Греку также присваивается авторство иконостаса Благовещенского Собора.
Несколько лучше сохранилось творчество Андрея Рублева. Атрибуция произведений средневековой живописи отличается тем, что мастера работали совместно. Выделить участие отдельного мастера практически невозможно. Рублёв работал со своим другом Даниилом Чёрным. Они оба были монахами. Знаменитое произведение Рублёва, написанное им лично «Троица». Икона была написана на смерть и похвалу Сергия Радонежского. Икона посвящается тебе особо близкой Сергию Радонежскому и составляла весь смысл его деятельности. Тема единства, тема любви и согласия. В этой иконе Рублёв отходит от традиций и изображает явление трёх ангелов.
Другая информация:
Иcтopия иcкуccтвa
Пo тpудoвoй тeopии, в пepвoбытнoм oбщecтвe иcкуccтвo зapoждaeтcя c видoм Homo sapiens кaк cпocoб чeлoвeчecкoй дeятeлънocти для peшeния пpaктичecкиx зaдaч. Вoзникнув в эпoxу cpeднeгo пaлeoлитa, пepвoбытнoe иcкуccтвo дocтиглo pacцвeтa в вep ...
Независимые цивилизации
А. Не относящиеся к другим:
Центральноамериканская
Андская
Не аффилированные другими:
Шумеро-аккадская
Египетская
Эгейская
Индская
Китайская
Аффилированные другими (первая группа):
Сирийская (Шумеро-аккадской, Египетской ...
Выразительные средства искусства
Выразительный средства скульптуры: линия, пятно, тон, цвет
Форма и техника: монументальная, станковая; круглая, рельеф
Материалы и способы работы: пластика – форма создается методом постепенного наращивания массы (изнутри наружу). Матер ...
Меню сайта