Специфика культурологического изучения техники

Статьи по культуре » Техника как социокультурное явление » Специфика культурологического изучения техники

Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками.

1. Инструментально-технологическое измерение, составляющие, предмет изучения технических наук, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта. Его внутренняя технологическая «логика».

2. Естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника-природа», которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии.

3. Индивидуальное человеческое измерение, которое сосредотачивается на предметной области «техника-человек» (индивид, личность) и изучается таким науками, как антропология, физиология, эстетика, эргономика и д.р.

4. Социальное измерение в рамках отношения «техника – социальное бытие», предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники мирового цевилизационного процесса. Этот аспект изучается социологией, экономическими науками, политологической наукой и, конечно, культурологией.

5. Наконец, культурное измерение в рамках отношения «техника - социокультурный мир», изучаемая культурологией.

Если в первом аспекте техника изучена основательно, второй аспект вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечеством, и поэтому интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании третьего аспекта сделаны первые шаги. Особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и других. Последняя проблема – социокультурное измерение техники – только начинает разрабатываться и далеко не всеми еще осознается как проблема.

Как особая область философского знания исследование техники оформляется в Германии в последней трети ХIХ столетия в работе немецкого исследователя Э. Каппа «Основы философии техники» (1877) Приблизительно через 20 лет формируется общая теория техники, начало которой было положено в исследованиях Эспинаса.

Капп сосредоточил свое внимание на поиске антропологических оснований возникновения и существования техники. Затем Ф. Диссауэр поставил проблему возникновения, существования особенностей науки как специфической области знания в системе наук. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет развили экзистенциалистскую интерпретацию техники о ее роли в динамике культурного пространства. А. Гелен, Г. Плесснер осуществили анализ техники с позиций филосовско-социальной антропологии. С социологической точки зрения рассматривает технику Ж. Эллюль, видя в ней историческую судьбу современной цивилизации.

Отметим вклад в социологическое осмысление техники К. Маркса, показавшего разрушительное воздействие машинного производства на рабочего. В 70-80-х годах ХХ столетия особое внимание было уделено этическим проблемам техники (например, американским философом Л. Мэмфордом).

В России в начале ХХ века одним из првых поставили вопрос о теоретическом осмыслении техники инженер-механик П.К. Энгельмейр и философ Н.А. Бердяев, Но после 1917 года философия техники была объявлена идеалистической областью исследования, изучение возобновилось лишь в начале 60-х годов (работы В.Г. Горохова, В.И. Белозерцева, В. Чешева, Г. Шеменева и т.д.).

В 80–90-х годах ХХ века акцентировалось внимание на экологических последствиях научно-технического прогресса. Сегодня приоритетым становится культурологический анализ техники как сложного, многомерного явления культуры. Традиция культурологического подхода к технике была заложена в США и Германии, во-первых, в связи с проблемой управления в индустриальном, постиндустриальным, информационном обществе, так как остро встал вопрос о технике и существующих ценностях.

Другая культурологическая проблема – оценка техники, ее критерии, ее человеческое измерение. И наконец, огромное значение имеет вопрос о роли в бытии человека и человечества, ее воздействие на социокультурную динамику. Социокультурный анализ техники сопряжен еще и с выяснением того типа отношения человека к миру (природе), которое формируется под воздействием и на основе техники.

Другая информация:

Адаптивная функция культуры
Важнейшая функция культуры – адаптивная, позволяющая человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающ ...

Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление ...

Культура как необходимое условие человеческой жизни
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит ...