Вольфганг Вайнгарт

Страница 1

Независимому швейцарскому дизайнеру и типографу Вольфгангу Вайнгарту приписывают авторство стиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографической анархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представления о классической швейцарской типографике — четкой, выверенной и предсказуемой, превратив ее в новый типографический жанр.

Вайнгарт родился во время Второй мировой войны — в Германии в 1941 году. Свою творческую карьеру будущий типограф начал в начале шестидесятых, устроившись работать подмастерьем наборщика в Штутгарте. Именно там молодой Вайнгарт осознал, что типографика — это его призвание, и принял решение продолжить свое обучение этому искусству на академическом уровне. Он покинул Штутгарт и отправился поступать в Базельскую школу искусства и дизайна, считавшуюся в ту пору колыбелью швейцарской типографики.

С первого дня обучения в Базельской школе дизайна стало очевидно, что Вайнгарт — классический бунтарьизобретатель. На одном из уроков студенты получили задание поработать над линейной композицией, используя циркуль. Вместо этого Вайнгарт соорудил специальное миниустройство, предназначенное для того, чтобы эти линии печатать.

Правда, Вайнгарту не суждено было успешно завершить свое образование в этом учебном заведении, и проучился он там совсем недолго. Его преподавателелями были такие известные типографы и дизайнеры, как Эмиль Руден и Армин Хофманн. Однако даже им не удалось радикально повлиять на творческое развитие Вайнгарта и его становление как типографа. Учась в школе дизайна, он занимался в основном самообразованием, не перенимая стили своих учителей. И все же кое-что полезное из своего обучения в этом престижном учебном заведении Вайнгарт сумел вынести: огромную теоретическую базу познаний в области дизайна и типографики, а также профессиональные контакты, которые не раз пригодились ему в дальнейшей карьере. После не вполне удавшегося академического эксперимента Вайнгарт начал карьеру независимого графического дизайнера в Базеле. Таким образом, проработал он до 1968 года, когда скончался его бывший преподаватель Эмиль Руден. Тогда Армин Хофманн, в ту пору возглавлявший Базельскую школу искусства и дизайна, пригласил Вайнгарта в преподаватели, поскольку восхищался его работами. С 1968 года и по сей день типограф преподает в этой школе, продолжая оказывать неизменное влияние на развитие современной типографики.

О своей преподавательской деятельности и подходе к обучению Вайнгарт с должной долей иронии говорит, что главное — это быть предельно внимательным, чтобы не начать обучать студентов разнообразным глупостям. «Нельзя обучать студентов моде, вместо этого их нужно обучать тому, как создавать чистые, четкие, структурированные образы», — говорит дизайнер. Вспоминая свои лекции в начале 1970 годов, Вайнгарт рассказывает, что у него всегда было три различных типа студентов: те, которые восхищались его работами и лекциями, те, кто их ненавидел, и те, кто попросту покидал аудиторию во время лекции. И так продолжалось в течение целого десятилетия, пока двое его студентов из США, Эйприл Грейнман и Дэн Фридман, после обучения у Вайнгарта ни вернулись к себе на родину и ни начали активно использовать принципы типографики, которым обучились в Швейцарии. Что касается непосредственно стиля Вайнгарта, то главной его особенностью является то, что типограф полностью разрушил рамки традиций, принятых в швейцарском графическом дизайне. В частности, он редко придерживался модульной сетки — одного из наиболее популярных на данный момент и основанного на законах пропорции метода конструирования графической продукции. В своих работах Вайнгарт часто прибегает к асимметричным и диспропорциональным решениям, что и делает их столь узнаваемыми и необычными. Еще одна характерная черта многих работ Вайнгарта — постоянная игра кеглем шрифта в одной композиции или даже слове. Этот прием словно оживляет шрифтовую графику, придавая ей динамизм и оригинальность.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Французская готика
Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине Х11 века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль "французской манерой&q ...

Эдуард Мане
О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 гг.). Правда, сам он никогда не считал себя представ ...

Взаимодействие театра и публики
Если репертуар – это лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения – своеобразное отображение этого лица. Смотрясь в аудиторию, театр может увидеть себя (так же как зритель в театре находит себя). При довольно широком о ...