Информационная культура –многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.
Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.
Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.
Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.
Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:
– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;
– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;
– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;
– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);
– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);
– информационного (библиографического) обучения.
Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.
Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.
Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.
Другая информация:
Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур
К середине ХХ века элитарная культура в своем стремительном развитии уходит (в сопровождении немногочисленных поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет "искусствооставленные". Вынужденные ...
Художественная культура Древней Руси: краткая
характеристика
Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Это было связано с языческим культом и носило магически-анимистический характер и широко входило в повс ...
Зрелый период творчества
«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность – все, что было связано с противоречивыми поисками ...
Меню сайта