Украинская культура XIV – первой половины XVII вв

Статьи по культуре » Украинская культура: становление и развитие » Украинская культура XIV – первой половины XVII вв

Страница 2

Таким образом, в живописи наметились и закрепились реалистические тенденции, которые вскоре переросли в светское искусство.

Братства. История создания братств уходит в глубину веков. Еще в Ипатьевской летописи 1134 – 1159 гг. есть упоминание о "братчинах", но до XV в. они не получили широкого распространения. Деятельность братств активизировалась в XV в. Это было обусловлено оживлением религиозной жизни, реформаторским движением в Европе. Братства сначала были сугубо светскими, но вскоре приобрели ярко выраженный религиозный характер. Их главная цель – защита отцовской веры. Старейшие из братств – Львовско-Успенское (1439) и Виленско-Кушнирское (1458).

Большое значение братства придавали воспитанию, формированию моральных принципов. Они имели свою выборную систему.

Благотворительность была нормой жизни братчиков, которые разными способами помогали старым, бедным, больным, вдовам, сиротам, заключенным.

Уже с первых своих шагов братства поняли, что образование – наилучшее оружие для защиты своей веры, дальнейшей деятельности и утверждения в обществе. Поэтому при всех братствах открывались и активно работали школы, воспитанники которых несли идеи братства в массы.

При братствах работали типографии, в частности Львовская, Виленская, Киевская, Могилевская и др. Они оставили заметный след в культуре своего народа: выпускали разнообразную литературу, а главное – учебники.

Братства приобщали к самообразованию своих членов. Они принимали в свои ряды всех, кто желал и мог что-либо сделать для развития образования и культуры своего народа. По сути, движение братств выполняло ту же роль, которую на западе выполняла реформация (т. е. церковная власть оказывалась под контролем городской общественности). Братства просуществовали до революции 1917 г.

Полемическая литература. В XVI в. большая часть украинских земель (Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киевщина) попали под власть Речи Посполитой. В Украине появились польские магнаты, которым король раздарил земли, национальная культура и православная церковь подверглись жестоким притеснениям. Поддерживая идею объединения католической и православной церкви под властью Папы Римского, Польша на протяжении всего XVI в. систематически пропагандировала унию, используя проповедь, литературу и школу. Велась полемика между приверженцами унии и ее оппозицией, в результате которой возник уникальный жанр – полемическая литература. В ней значительное внимание уделялось вопросам развития образования, книгопечатания. Объектом острой критики православных полемистов – Г. Вышенского, К. Острожского, П. Могилы, Х. Филарета, была уния и ее апологеты. Они защищали полномочия православной церкви. У католиков пропаганду унии взял в свои руки орден иезуитов, выдвинув талантливых проповедников, таких как В. Гербест и П. Скарга. Они доказывали верховенство католицизма перед православием, провозгласили спасение православных через унию.

Киево-Печерская лавра активно включилась в борьбу против униатства. Был издан цикл антиуниатских книг: "Книга о вере", "Киево-Печерский патерик, "Постановление запорожцам" и др. Характерная особенность изданий этого периода - обращение к читателю, где в популярной форме внедрялись идеи государственности и преимущества православия.

Полемическая литература дала толчок развитию украинской культуры, на протяжении многих десятилетий вдохновляла украинских патриотов на борьбу за свою веру и свободу. Оказала большое влияние на развитие литературы и философской мысли.

Реформационное движение. Вторая половина XVI – начало XVII вв. – время возрождения национального самосознания украинского народа и патриотической направленности всех культурных начинаний. Эти процессы были тесно связаны с политическими и культурными движениями в Европе, которые получили название Возрождение.

Ренессанс утвердил гуманизм, основными постулатами которого были установление справедливости общественного строя и уважение человека как личности. Гуманистические идеи в Украину несла украинская интеллигенция, которая училась в западноевропейских университетах и возвращалась на родину. Это С. Ориховский, П. Русин, Ю. Дрогобыч, С. Кленович и др.

Но гуманизм в Украине был лишен социальной направленности, экономической поддержки, как в Италии, поэтому не мог играть решающей роли в культурной жизни. Но одной из общих задач была борьба за освобождение от иноземного ига, против принудительного окатоличивания и ополячивания. Этой задаче в Украине в большей мере отвечали идеи Реформации. Борьба с национальными и религиозными притеснениями – ведущая тема многих народных дум и песен.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Внешний вид храма
Храм Вознесения - один из древнейших в Ростове. При возведении валов - оборонных сооружений - церковь бережно сохранили, окружив насыпью. Поэтому в своем названии она и получила приставку в валах. Внутри церкви имеется доска, на которой н ...

Человек в мире технологической культуры
Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающая ум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие в саму ...

Зрелый период творчества
«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность – все, что было связано с противоречивыми поисками ...