Сложные и многогранные процессы происхождения народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание. За свою многовековую историю украинский народ создал великую культуру, сделал значительный вклад в культуру мировую. Украинская культура прошла сложный путь.
Истоки украинской культуры относятся к временам первобытного общества. Это одна из древнейших европейских культур. На нынешней украинской земле люди появились около 300 тысяч лет назад. Вся территория современной Украины уже была заселена в позднем палеолите (35 – 40 тысяч лет назад). Около 8 тысяч лет назад начался новый, каменный, век – неолит. Он длился на территории Украины до III тысячелетия до н. э. В этот период человечество пережило глубокие изменения, нежели за предыдущее 2 – 3 млн. лет. Люди нашли новые способы добывания пищи. Тогда произошел переход первобытных людей от собирательной формы хозяйственной деятельности к производящей, более продуктивных форм хозяйственной деятельности – мотыжного земледелия и скотоводства.
Наиболее ранними земледельческими племенами на территории Украины считаются племена трипольской культуры (по названию села Триполье на Киевщине). Эта культура сложилась на Правобережной Украине и развивалась на протяжении IV – III тысячелетий до н. э. (1500 – 2000 гг.).
Землю трипольские племена обрабатывали преимущественно с помощью каменных и костяных мотыг. Позднее стали применять плуг. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо. Зерно хранили в большой глиняной посуде или специальных зерновых ямах. Мололи зерно на каменных зернотерках. Также выращивали абрикосы, сливы и алычу, т. е. те культуры, которые дошли до нашего времени. Вследствие оскудения земли люди вынуждены были каждые 50 – 100 лет переселяться на новые места.
Наряду с земледелием, у племен развивалось скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, свиней. Значительное место в хозяйстве занимало собирательство, охота и рыболовство.
Трипольцы были умелыми ремесленниками. Они первые на территории Украины для изготовления одежды наряду со шкурой и мехом животных, стали использовать ткань, в частности полотно, которое изготовляли из пряжи. Высокого совершенства достигли трипольские племена в изготовлении глиняной посуды.
Жили трипольцы в достаточно больших населенных пунктах. Территория некоторых поселений достигала нескольких сотен гектаров, а население – 10 – 15 тысяч человек. Это указывает на значительные достижения общественной организации трипольских племен. Дома часто были 2- – 3 - этажные. Они делились на несколько жилых помещений, а также кладовые. В каждом помещении была печь и большие емкости для хранения зерна. Строительным материалом служила глина.
Трипольцы почитали собственных богов, вели астрономические наблюдения, имели свой календарь, оригинальные представления о строении Вселенной. Трипольские племена имели связи с районами Восточного Средиземноморья, откуда получали изделия из меди.
Феномен исчезновения трипольской культуры до сих пор остается неразгаданным. Есть предположение, что постепенно эта культура под ударами кочевников угасла, трансформировалась. Когда она исчезла (в конце III тысячелетия до н. э.), в пределах Украины еще долго не было такого самобытного и яркого культурно-исторического явления.
Происхождение трипольской культуры еще окончательно не выяснено. Современная наука не установила этногенетической связи трипольских племен с последующими племенами на территории Украины. Поэтому называть трипольцев непосредственными родоначальниками украинского народа, древними украинцами не имеет сегодня достаточных оснований. Украинский народ вышел на историческую арену позднее – в средневековые времена. Древние культуры еще не носят национальный характер.
Но культура имеет свои законы развития. Она наследственна. И если трипольцы не являются прямыми предшественниками украинцев, то целый ряд элементов их культуры стал органической частью культуры украинского народа. Это – система хозяйства, декоративная роспись домов, характер орнамента разрисованной керамики. В этом плане можно говорить, что украинская культура является оригинальным синтезом автохтонных предыдущих культур и внешних культурных взаимовлияний.
Древнейшим народом на украинском древе, который сохранила история, были киммерийцы. Они занимали территорию между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном), а также Крымский и Таманский полуострова. Исторические памятники этих племен относятся к IX – первой половине VII вв. до н. э. Для киммерийцев характерно было кочевое скотоводство, высокая культура бронзы и керамики с цветной инкрустацией. Киммерийские мастера одними из первых на территории Украины начали выплавлять железо.
Дальнейшее развитие киммерийского общества было оборвано нашествием скифов – ираноязычных кочевников. Первые упоминания о них, датированные серединой VII в. до н. э., содержатся в ассирийских клинописях. В середине VII – второй половины VI в. до н. э. произошло перенесение центра скифов в Нижнее Поднепровье и степной Крым. В конце VI в. до н. э. тут сформировалось скифское государство. Своего расцвета оно достигло в IV в. до н. э.
Скифы оставили после себя достаточно много культурных памятников. Их находят на юге Украины в курганах, где хоронили скифских царей. Для культуры скифов характерна керамика, изобразительное искусство, которое имело зооморфный характер. Его основой было изображение оленя, барана, коня, фантастического грифона, горного козла.
Традиции скифского искусства продолжили сарматы – кочевники с Востока. Они завоевали и ассимилировали большую часть скифов и хозяйничали в причерноморских степях почти 400 лет – со II в. до н. э. до II в. н. э. Скифы и сарматы и на западе фракийцы послужили непосредственным этническим субстратом для украинцев.
На побережье Черного и Азовского морей греки в середине VII в. основали города –государства: Ольвию, Херсонес, Пантикапей, Феодосию. Они существовали здесь на протяжении почти тысячелетия. Их упадок приходится на рубеж III – IV вв. н. э.
Греческие города-государства стали прямым источником античных традиций в украинской культуре. Вместе с греческой колонизацией, на территорию Причерноморья и Поднепровья пришло письмо. Отсюда берет свое начало письменный период украинской истории. Значительную роль в культурной жизни греческих поселенцев играли литература, музыка, театр, живопись, скульптура. В I в. до н. э. – III в. н. э. греческие города-государства подчинялись Риму, поэтому существенно влияла на развитие украинской культуры римская античность.
На рубеже нашей эры как самостоятельная этническая общность сформировались славяне. С III в. до н. э. до II в. н. э. праславянам была характерна так называемая зарубинецкая культура (от с. Зарубинцы на Переяславщине). Носители зарубинецкой культуры были оседлыми земледельцами, но занимались и скотоводством. Население владело рядом развитых ремесел, знало выплавку железа, кузнечное дело. Посуду изготавливали на гончарном круге из местных глин. Во II в. н. э. зарубинецкая культура прекратила свое существование. На смену ей пришла черняховская культура (от с. Черняхово, ныне Кагарлицкого района Киевской области). Наряду с ней существовала и киевская культура.
Во второй половине I тысячелетия в разных районах Украины существовали волынцевская (VI - VIII вв.), роменская (VIII – X вв.) и другие культуры. Люди были объединены в восточнославянские союзы племен – волынян, древлян, полян, уличей, тиверцев, белых хорватов, северян.
Древние славяне достаточно хорошо знали природу своего края. Но неумение правильно объяснять явления окружающего мира привело к появлению языческой религии – политеизму (многобожие). Главным богом восточных славян был Перун – бог грома и молнии. Пользовались уважением в то время Стрибог – бог ветра и непогоды, Сварог – бог-кузнец, Ладо – бог домашнего очага. Кроме того, люди верили в таких богов как Велес, Ярило, Коляда и др. С помощью этих богов они познавали мир, осмысливали времена года, изменения в природе, свою взаимосвязь с ней. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Основу язычества составляло обожествление сил природы, солнца как источника жизни, земли как кормилицы всего живого.
Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, то есть неразделенность сфер людского, божественного и природного, понимание мира как ни кем не созданного, мира – как вечно живого огня, который размеренно угасает и размеренно загорается.
Еще до введения христианства на Руси развивалась монументальная архитектура – строились языческие рубленные из дерева храмы.
Языческая религия дала миру великие ценности и своеобразную культуру.
Христианство на Руси было принято в 988 г. (главные причины его принятия – социально- политические), но языческое мировоззрение продолжало еще долго сосуществовать с христианством, воплощаясь в феномене двоеверия (сочетание славянских верований и обычаев с православными).
Принятие христианства на Руси имело огромное значение: оно оказало влияние на все стороны жизни Руси (помогло установить политические, экономические, культурные связи со странами христианского мира); способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду деятельности стране, ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало его приближение к христианским идеалам; способствовало развитию разных видов искусства.
Другая информация:
Танец народа
Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восх ...
Понятие и структура художественной культуры
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий ...
Русский экспрессионизм
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю».
Трагическое мировосприятие, порож ...
Меню сайта