Вторым большим, после Нового года, праздником считается праздник 5-го числа 5-го месяца «уюэцзе» или другое его название «Дуаньуцзе» праздник «двойной пятерки». Этот праздник также называют праздником «Лодок-Драконов». Раньше его называли «Дуньянцзе» (праздник Летнего солнцестояния, праздник нахождения солнца в зените).
Настроение этого праздника заметно отличается от оптимистического тона новогодних и весенних торжеств. Теперь, когда в полях зреет новый урожай, а год прошел уже почти половину своего пути, люди должны защищать себя от темных сил, угрожающих их благополучию. «С древности 5-й месяц слыл в народе несчастливым, поэтому праздник «двойной пятерки» всегда сопровождался изготовлением разного рода талисманов и оберегов. Наибольшей популярностью традиционно пользовались листья полыни и пальмового дерева, ветви персика, ивы, гранатового дерева, кусочки пестрого шелка и прочее. Существовал обычай на дверях дома к этому дню вешать изготовленные из полыни фигурки человечков или тигров, обвязывать руку разноцветными шелковыми нитями» /8, с.202 /. В наши дни также принято в этот день на шею детям надевать разноцветные амулеты, изображающие тигра и наполненные полынью, которые отгоняют злых духов и приносят удачу.
Главным обрядом праздника «двойной пятерки» является гонки лодок с фигурами драконов на носу, так называемых лодок-драконов. По легенде возникновение этого праздника связано с памятью о китайском поэте-патриоте Цюй Юане, который служил министром при правителе государства Чу. Он имел огромное влияние и, конечно же, у него было куча завистников при дворе. Цюй Юань много раз обращался к царю с предложениями о реформах, направленных против коррупции, упадка и политической деградации. Но тот, поверив доносам завистников Цюя, выгнал его из столицы. На чужбине поэт, угрызаемый тоской по своей родине, и создал самые выдающиеся свои произведения, отразившие его любовь к родине и беспокойство по поводу её будущего. В 278 году до нашей эры войска царства Цинь захватили столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, не смог этого перенести и пятого числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян.
Узнав о трагедии, люди в горе и ужасе бросились в лодки и отправились на поиски тела, которое впоследствии так и не нашли. Они громко били в барабаны, шлёпали вёслами по воде, чтобы отогнать прожорливую морскую фауну и злых духов от Цюй Юаня. Некоторые кидали рис в воду, чтобы утопленник не голодал. Ближе к ночи, люди увидели дух Юаня, который сказал, что рис, предназначенный ему в пищу, съедает речной дракон, поэтому пусть они заворачивают его в тростниковые листья и перевязывают его цветной ниткой, так как дракон боится именно этих двух вещей. Отсюда и пошло традиционное блюдо – «цзунцзы» – клейкий рис, завёрнутый в листья тростника или бамбука.
Теперь в этот день, в честь памяти поэта, организуются соревнования лодок, нос и корма которых украшены драконьей головой и хвостом. Этим гонкам примерно столько же лет, сколько Олимпийским играм. Они зародились более 2 500 лет назад на берегах великой реки Янцзы и были частью программы традиционного праздника в честь водного дракона.
Когда наступает этот великий день, в прибрежных провинциях Центрального и Южного Китая (следует отметить, что этот праздник «двойной пятерки» – южный праздник: его корни – в Южном Китае, и там его больше всего празднуют) толпы людей нанимают лодки и отправляются к берегам ближайших рек и озер. Слышны народные песни или мелодии из знаменитых опер, которые китайцы поют или играют на китайской флейте. Лодки плывут без цели и направления, в то время как празднующие отведывают различные кушанья, беседуют, или восторгаются всем происходящим. В толпах на берегу, пожалуй, еще веселее. Люди расхаживают от одного навеса к другому или сидят под бамбуковым тентом и пьют чай. Они ждут. В воздухе ощущается напряжение, подобное тому, которое испытывает спортсмен перед началом больших соревнований.
Начинается парад лодок-драконов. Эти лодки отличаются от обычных; «они велики – до ста футов в длину – и так узки, что двое членов команды едва усаживаются рядом. Корпус лодки имеет форму дракона, а высокий ее нос сделан в виде жадно распахнутого рта зверя с его опасными клыками; бока пестро раскрашены и позолочены, причем преобладает красный цвет, так как это – цвет числа пять, мужского числа, символа жары, лета и огня. Команда состоит не только из гребцов, но и из других людей, размахивающих флагами, играющих на цимбалах или бьющих в гонг».
Другая информация:
Биография и творчество И.Е.Репина
Родился будущий художник Илья Ефимович Репин 5 августа в 1844 году (приложение № 1) в маленьком городке Чугуеве на Украине в семье военного поселенца. Его отец, рядовой Чугуевско-уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детс ...
Восстановление текста.
Реконструкция текста
Войны, пожары, другие неблагоприятные условия иногда приводят к полной или частичной потере текста (источника). Поэтому довольно часто задачей исследователя становится восстановление текста, полная или частичная реконструкция источника (п ...
Художественно-педагогическое
воздействие сценария на аудиторию
Восприятие личностью сценарного материала – это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловле ...
Меню сайта