После ужина, в новогоднюю ночь, которую называют «чуси», вся семья проводит время в разговорах на самые разнообразные темы, смотрит телевизионные передачи или играет в настольные игры. Во многих семьях вообще не ложатся спать всю ночь: это называется «шоусуй» – ожидание наступления Нового Года. В полночь праздничный фейерверк украсит ночное небо, пространство наполнится звуками взрывающихся хлопушек и радостными криками людей.
Новый год – праздник сугубо семейный. Улицы пустеют, а двери домов, насколько известно, уже в сунское время запечатывались полосками бумаги «счастливого» красного цвета. Все члены семьи собираются в главной зале дома и в это время о сне никто даже и не думает. Более того, считается, что бодрствование в новогоднюю ночь принесёт здоровье в наступающем году и увеличит срок жизни. Присутствующие пьют напитки и вкушают яства, символизирующие душевную бодрость и долголетие. Звучат песни и музыка. Дети, для которых эти ночные торжества исполнены особой прелести, забавляются разными играми. Большой популярностью пользуется игра под названием «спрячь крючок»: её участники скрытно передают друг другу крючок, а водивший должен угадать, у кого он, в конце концов, оказался. Взрослые дарят детям фрукты, сладости, игрушки.
Первый день нового года – день, когда необходимо навестить своих родственников. Люди надевают новую одежду, достают заготовленные подарки и отправляются к близким друзьям. Эта традиция в наши дни является обязательной для всех китайцев.
Второй день обычно посвящают обращению к божествам с просьбами и пожеланиями. Но перед тем как сформулировать свою просьбу, нужно принести богу жертву: еду, сладости, кубки с вином.
«Праздничные обряды начинались в 23-й (на севере) и в 24-й (на юге) день последнего месяца. Это был день, когда провожали Бога очага – Цзао Вана. Он отправлялся к Небесному императору с докладом о том, как провели этот год земляне. Важно было, чтобы Бог очага не рассказал Небесному императору о провинностях людей, поэтому китайцы устраивали торжественную церемонию «проводов» Цзао Вана: перед его изображениями ставили курительные палочки, угощения, сладости, а рот смазывали вареньем, чтобы «подсластить речи», а потом выносили во двор и сжигали эти изображения. На недельный срок люди оставались без «божественного покровительства». С этого момента начинались настоящее веселье и гулянья.
Через семь дней наступал последний день старого года, вечером, точнее в новогоднюю ночь ждали возвращения Цзао Вана. В отличие от других богов Цзао Вана встречали более чем скромно. Перед ним ставили только пиалу с бобами. Китайцы полагали, что увидев столь скудное подношение, Цзао Ван не только не обидится, а, наоборот, пожалеет бедную семью и будет всячески помогать ей» /4, с. 165 /.
В первую декаду нового года соблюдались определённые обряды. Так, в первые дни года каждому приходилось следить за своей речью. Запрещалось браниться и произносить слова с «неприятным» смыслом, поминать смерть, демонов и целый ряд животных – лису, дракона, тигра, змею, слона и прочих. Если дети случайно нарушали какое-нибудь словесное «табу», им вытирали рот красной материей с жертвенного стола или бумажными деньгами. Множество запретов касались хозяйственных дел. Например, с древних времен в Китае повсеместно запрещалось в первые три дня года убирать пыль и топить очаг хворостом, который на этот период превращался в символ богатства.
Таким образом, праздник Нового года в Китае это не только индивидуально-психологическая потребность отдельного человека; это общественная необходимость, потребность социальной системы, группы. В это время совершались как религиозные обряды, такие как гадания, так и устраивались развлекательные мероприятия, затрагивались и интегрировались все сферы жизни китайского общества, происходило единение народа, что способствовало всеобщей гармонии, царившей на протяжении всего праздника.
Заканчивается празднование Чуньцзе, главного праздника в жизни китайцев, днём, который приходится на 15-й день первого месяца. Этот день больше известен как Праздник Первой ночи «Юаньсяоцзе» или Праздник Фонарей «Дэнцзе».
Другая информация:
Дороманское и романское искусство западной Европы
Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.— как время «з ...
«Сибирский цирюльник» - воспоминания о грядущем
«Сибирский цирюльник» - паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в соответствующих государственных органах авантюрист Маккрэкен. На подмогу к нему направляется очаровательная Джейн, в чью задачу входит ...
Теоретическая модель библиографии
Теория есть мысленное воспроизведение какого-либо объекта (в данном случае – библиографической информации) и, главное, объяснение его. Научное знание опирается на теорию. Теории библиографии посвящены десятки книг и сотни статей. Познание ...
Меню сайта