Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

Статьи по культуре » Теория самодеятельного творчества » Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

Страница 1

Свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность.

Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.

Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность.

Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо-возвышенной деятельности.

Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально-значимым контролем.

Уровни перехода:

Потребление развлекательной информации.

Потребление познавательной информации.

Активная деятельность исполнительского характера.

Активная деятельность созидательного характера.

Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:

а) формирование этих потребностей;

б) удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо-возвышенной деятельности.

Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведет пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.

Сущностные признаки самодеятельности

I. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

II. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

III. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу.

Мотивы участия в самодеятельном творчестве

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

Стимулы участия в самодеятельном творчестве

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Исторические предпосылки возникновения феномена Айвазовского
Первая половина XIX века – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению произведения литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, ...

Сущность, основные функции и предмет науки
Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука». Однако если заняться анализом этого смысла, то выясняется, что слово «наука» как существительн ...

История цвета в живописи
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающ ...