Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

Статьи по культуре » Теория самодеятельного творчества » Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

Страница 1

Свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность.

Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.

Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность.

Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо-возвышенной деятельности.

Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально-значимым контролем.

Уровни перехода:

Потребление развлекательной информации.

Потребление познавательной информации.

Активная деятельность исполнительского характера.

Активная деятельность созидательного характера.

Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:

а) формирование этих потребностей;

б) удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо-возвышенной деятельности.

Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведет пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.

Сущностные признаки самодеятельности

I. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

II. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

III. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу.

Мотивы участия в самодеятельном творчестве

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

Стимулы участия в самодеятельном творчестве

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Минимализм
Предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ясность композиции, монохромность, педалирование естественности фактур. Работа большими плоскостями, графичность. Минимализм, в крайнем ...

Одиночные растения для японского сада
- Сосна горная «Мини Мопс» (Pinus mugo «Mini Mops») - Сосна горная «Мопс» (Pinus mugo «Mops») - Сосна веймутова «Радиата» (Pinus strobes «Radiata») - Можжевельник казацкий (Juniperus Sabina «Variegata») ...

Коммуникативная функция культуры
Очень важна коммуникативная функция культуры. Ни одну сколько-нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности ...