Социальная значимость театра

Статьи по культуре » Театр как социальный институт » Социальная значимость театра

Страница 1

Каков сегодня социальный адрес театра? Как определить его социально-эстетические функции? Каковы роль и место театра в системе художественного воспитания и формирования личности?

Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить эксперементальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра.

Можно рассматривать многообразие театров, как обновление и прогресс в театральной жизни, можно и как разрушение сложившихся театральных традиций.

По закону времени художественно-ценные произведения с годами не теряют своей значимости, продолжая оставаться объектами эстетического наслаждения и давая почву для произростания новых талантов. Незначительные же или вовсе бесталанные уходят в лету, не оставив после себя ничего, даже при условии, что имели когда-то коммерческий успех или сиюминутный успех у публики.

Но что может оставить после себя спектакль? Он не может подорожать, как полотна художников по прошествии времени, его не увидят будущие поколения в том самом виде, какой он сегодня. Как отразится во времени когда-то созданное уникальное художественное произведение?

Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств.

В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.

«Соединяя в себе и используя возможности нескольких искусств, театр аппелирует ко всему объёму человеческих эмоций, переживаний, аффектов, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Он требует от «третьего участника спектакля» – зрителя (К.С. Станиславский) соучастия и высокого уровня развития воображения. Характерный для театра высокий объём внимания и избирательности, отсутствие жёсткой организации восприятия и принудительной точки зрения обуславливают способность его к актуализации творческих потенций личности зрителя».

Концентрация смысла в драме предельна, и соответственно, зритель получает концентрированный жизненный опыт, переживая за один вечер ряд человеческих жизней. При этом сохраняется форма непосредственного житейского происшествия, ведь всё происходящее в театре наглядно, конкретно и разворачивается прямо на глазах у зрителя.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Изобразительное искусство на рубеже XIX-XX веков
Начало девяностых годов XIX века отмечено кровавой печатью «усмирения». Но и тогда уже слышались отдаленные раскаты будущей грозы. В конце десятилетия все, чем подспудно был болен этот «железный, воистину жестокий век», достигло гигантски ...

Опера в Версале в конце XVII – начале XVIII века. Жан Батист Люли. Жан Филипп Рамо
При дворе Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха. Оперные постановки при дворе Людовика X ...

Живопись «с чистого листа»
У Жозефины давно сложился свой узнаваемый стиль живописи. Пишет она яркими акриловыми красками, предпочитая различные оттенки сиреневых, синих, зеленых и желтых цветов. Практически не использует чистый красный цвет и принципиально не пише ...