Возникновение ваххабизма

Статьи по культуре » Сущность Ваххабизма » Возникновение ваххабизма

Страница 2

К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке [8, с.67].

Таким образом, движение ваххабизма в значительной степени руководствовалось политическими целями, ему изначально были, присуши националистические идеи.

Основные принципы ваххабизма отличались от классической модели ислама жесткостью и бескомпромиссностью.

В центре ваххабитской доктрины лежал принцип строгого единобожия, даже основополагающий столп ислама — «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк Аллаха» был интерпретирован таким образом, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммаду.

Следствием данного положения являлся запрет на посещение святых мест ислама — могил Мухаммада и его сподвижников.

Это объяснялось тем, что данная практика ведет к обожествлению пророка и соответственно является шагом к многобожию.

Аль-Ваххаб был непримиримо настроен в вопросах нововведений, выходящих за рамки Корана и сунны, эти источники считались высшей степенью знаний, а выход за их пределы — недопустимым грехом.

«Врата» для толкования Корана и сунны, по мнению ваххабитов, закрылись с тех пор, как оформилась ханбалистская школа мусульманской православной мысли.

Принцип «такфир» (неверие), занимающий особое место в ваххабитской идеологии, предполагал возможность объявления неверными мусульман, которые не разделяют ваххабитское видение религии.

Для ваххабитов такие лицемеры были во много раз хуже иудеев и христиан, поскольку в отличие от последних скрывали свое чужеродное лицо за благочестия.

Принимая во внимание опасность данных членов общества для мусульманской общины, считалось необходимым их разоблачить и казнить.

Обязанностью истинно верующих было провозглашено ведение джихада против язычников, к которым были отнесены и все мусульмане, не разделяющие ваххабистских установок.

Жесткая формулировка основных принципов доктрины и их жестокая реализация на практике сыграли в определенной мере положительную роль, поскольку смогли обеспечить единство общества, внеся тем самым свой вклад в формирование саудовского государства. Однако после того как задача по восстановлению ислама в Аравии и созданию государства была благополучно решена, идеология ваххабизма претерпела определенную эволюцию в сторону смягчения и впоследствии сблизилась с нормативным исламом.

Претензия Саудовской Аравии на лидирующую роль в мусульманском мире, втягивание страны в мировую экономику, необходимость выстраивать отношения с другими государствами определили перестановку приоритетов.

Таким образом, идеология Саудовской Аравии в настоящее время является значительно более мягким аналогом классического ваххабизма.

В официальных документах Королевства, в заявлениях высших должностных лиц — нигде не упоминается о ваххабизме как об официальной религиозной доктрине.

О ваххабистском движении говорится, как правило, в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики

Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом, официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Китч
Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в арх ...

Изменение образа лошади в XX веке
XX век — век острых противоречий, революций, мировых войн, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем, век исканий, надежд всего человечества. Катастрофические события ХХ века показали, как мало значит жизнь человека и ...

Основные принципы проведения восстановительного обжига
· При изготовление изделий выполненных в технике чернолощения лучше брать небольшие изделия, они меньше деформируются. · Изделия лучше брать не прошедшие окислительный обжиг, их поверхность становится чёрной от гари, но матовой и шерохов ...