«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»
Сегодня в России мы становимся свидетелями, как из руин и запустения восстает русская православная культура, как медленно поднимается из-под тяжести былых запретов церковное искусство и свет православного просвещения открывает путь к красоте в Животворящем Духе. Но для полного восстановления христианского просвещения необходимо знать и помнить примеры жизни прекрасных живописцев прошедших веков, привнесших истинно глубинную, евангельскую живопись. Сегодня она как бы затерялась в огромном и шумном мире массовой культуры.
Выдающийся русский художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - значительная фигура в русском искусстве. Однако его творчество в настоящее время мало известно молодому поколению, особенно его большая серия картин цикла «Из жизни Христа».
«Жизнь Христа» (или «Из жизни Христа») - огромный цикл, более 50 картин, который сопровождают многочисленные эскизы, этюды, повторы и варианты малых и больших форматов (в альбоме 1912 года, как и в книге «Сын Человеческий», воспроизведена 51 работа).
В.Д.Поленов обратился к христологической теме ещё в годы ученичества и работал над ней почти до конца жизни. Чтобы полностью посвятить себя этому величественному замыслу, в 1894 году Василий Дмитриевич был вынужден покинуть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал с 1882 года и воспитал таких учеников, как И.Левитан, К.Коровин, А.Архипов, А.Головин, С.Иванов, С.Малютин, Л.Пастернак.
- Жизнь В.Поленова: детство и юность
- Начало работы над темой Христа
- Картина «Христос и грешница»
- Картины из цикла «Жизнь Христа»
- Судьба картин В.Поленова
Другая информация:
Особенности русского пейзажа второй половины 19 века
Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявилось в пору революционно-демократического движения втор ...
Человек как творец культуры
Итак, исходный пункт формирования культуры – и логически, и исторически – человек. Необходимо поэтому выяснить, какими качествами он должен обладать для того, чтобы осуществить эту культурологическую функцию, чтобы быть способным творить ...
Проблема возрождения христианской духовности в
современной России
Возрождение христианской духовности должно ослабить роли политического элемента в церкви. И этим должна раскрыться возможность нового и одухотворенного социального творчества в христианстве. Мы вступаем в совершенно новую эпоху и совсем п ...
Меню сайта