Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха

Статьи по культуре » Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха

Романтизм – это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, живописи, музыке, философии, исторических науках. Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:

Это, прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.

Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества – в центре внимания романтиков.

Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей.

Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления.

Ярким представителем немецкого романтизма является Каспар Давид Фридрих. Он был лидером немецкой романтической живописи и оставил после себя картины, ставшие классическими образцами этого направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии,- залитые нездешним светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал их Фридрих, главным образом, с натуры. Каспар Фридрих признан во всем мире, как лучший мастер немецкого романтизма 19 века. Уникальность его пейзажей - в сочетании непосредственного наблюдения за природой с духовным и мистическим переживанием увиденного. Источником вдохновения для художника служили идеалы романтизма и религия. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Он зародился в 1770-х годах благодаря творчеству писателей группы "Штурм унд Дранг" ("Буря и натиск"), которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, проповедуя эмоциональное, чувственное восприятие мира. В то же время философы романтизма были поборниками "страстного мистицизма" и пытались совместить его с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись. Художники-романтики с их пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих.

Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами - вот главная задача, которую романтики ставили художнику.

Мир, рожденный воображением Фридриха, оживал на холсте благодаря натуралистической манере художника. Мастерство рисовальщика пришло к нему не сразу - учась в Копенгагене, он писал стилизованные, декоративные пейзажи. Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Он путешествовал по разным уголкам Германии, насыщаясь видами бесконечно любимой им природы. Нужно, однако, признать, что лишь немногие из сделанных Фридрихом во время путешествий набросков перекочевывали в его крупные произведения. Фридрих не был "художником-топографом" и не стремился к тому, чтобы точно изобразить на картине ту или иную конкретную местность. Даже в тех случаях, когда он писал вполне узнаваемые места (например, аббатство в Эльдене), он всегда готов был пожертвовать точностью ради композиции, которую видел своим "внутренним зрением". Во многих случаях композиция пейзажей Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей. Вновь и вновь мы встречаем на его картинах сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачную, тяжелую землю, разлитый над нею прозрачный небесный свет; уготованную каждому из нас могилу - и обещание вечной загробной жизни. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Очень часто они изображали людей едва заметными на фоне величественной панорамы или показывали их беспомощными игрушками в руках природы. Фридрих усвоил романтические идеалы и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира. Известно, что над композицией каждой своей картины Фридрих работал очень методично и последовательно. Художник сначала делал легкий набросок на холсте углем или карандашом, затем аккуратно выписывал все детали пером и индийской тушью. После этого он покрывал рисунок основой, и таким образом на любой стадии работы его картина выглядела вполне законченной. В работе над картиной Фридрих использовал сравнительно небольшое количество цветов, но зато стремился к тому, чтобы как можно больше разнообразить оттенки каждого тона.

Каспар Давид Фридрих- меланхоличный романтик, полностью соответствующий духу своего времени. В своих пейзажах он стремился передать единство природы и человека. Некий символизм и скрытый смысл. Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. В каждой композиции элементы пейзажа имеют конкретное значение: кладбище обозначает смерть, корабль — земной путь человека, гавань — вечный покой. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственный путь к этому художник видит в смерти. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в них нет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету.

Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности. При жизни у живописца было сравнительно мало истинных почитателей. Однако те, кому удалось до конца понять и полюбить картины знаменитого мастера, стали настоящими поклонниками его замечательного творчества.

Другая информация:

Функции библиографической информации
В библиографоведческой литературе приводятся несколько десятков наименований функций библиографии и её составляющих. Большинство авторов (М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев) ведут речь о функциях библиографии в целом или видов библиографии. О.П. ...

Проект сада
Сад начинается с проекта. При его создании должны учитываться место расположения участка, его размеры и форма, назначение, а также стиль композиции. Рассмотрим один из вариантов последовательно. На эскиз наносят территорию участка, предн ...

Три стадии супрематизма
Представленные на выставке «0,10» полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их "супрематизм". Перечислю часть из них: «Живописный реализм ...